Дальние перелеты рукокрылых. Сезонное обслуживание авиационной техники Цель расчета защитного заземления

Расчет заземления производится для того чтобы определить сопротивление сооружаемого контура заземления при эксплуатации, его размеры и форму. Как известно, контур заземления состоит из вертикальных заземлителей, горизонтальных заземлителей и заземляющего проводника. Вертикальные заземлители вбиваются в почву на определенную глубину.

Горизонтальные заземлители соединяют между собой вертикальные заземлители. Заземляющий проводник соединяет контур заземления непосредственно с электрощитом.

Размеры и количество этих заземлителей, расстояние между ними, удельное сопротивление грунта – все эти параметры напрямую зависят на сопротивление заземления.

К чему сводится расчет заземления?

Заземление служит для снижения напряжения прикосновения до безопасной величины. Благодаря заземлению опасный потенциал уходит в землю тем самым, защищая человека от поражения электрическим током.

Величина тока стекания в землю зависит от сопротивления заземляющего контура. Чем сопротивление будет меньше, тем величина опасного потенциала на корпусе поврежденной электроустановки будет меньше.

Заземляющие устройства должны удовлетворять возложенным на них определенным требованиям, а именно величины сопротивление растекания токов и распределения опасного потенциала.

Поэтому основной расчет защитного заземления сводится к определению сопротивления растекания тока заземлителя. Это сопротивление зависит от размеров и количества заземляющих проводников, расстояния между ними, глубины их заложения и проводимости грунта.

Исходные данные для расчета заземления

1. Основные условия, которых необходимо придерживаться при сооружении заземляющих устройств это размеры заземлителей.

1.1. В зависимости от используемого материала (уголок, полоса, круглая сталь) минимальные размеры заземлителей должны быть не меньше:

  • а) полоса 12х4 – 48 мм2;
  • б) уголок 4х4;
  • в) круглая сталь – 10 мм2;
  • г) стальная труба (толщина стенки) – 3.5 мм.

Минимальные размеры арматуры применяемые для монтажа заземляющих устройств

1.2. Длина заземляющего стержня должна быть не меньше 1.5 – 2 м.

1.3. Расстояния между заземляющими стержнями берется из соотношения их длины, то есть: a = 1хL; a = 2хL; a = 3хL.

В зависимости от позволяющей площади и удобства монтажа заземляющие стрежни можно размещать в ряд, либо в виде какой ни будь фигуры (треугольник, квадрат и т.п.).

Цель расчета защитного заземления.

Основной целью расчета заземления является определить число заземляющих стержней и длину полосы, которая их соединяет.

Пример расчета заземления

Сопротивление растекания тока одного вертикального заземлителя (стержня):

где – ρ экв - эквивалентное удельное сопротивление грунта, Ом·м; L – длина стержня, м; d – его диаметр, м; Т – расстояние от поверхности земли до середины стержня, м.

В случае установки заземляющего устройства в неоднородный грунт (двухслойный), эквивалентное удельное сопротивление грунта находится по формуле:

где – Ψ - сезонный климатический коэффициент (таблица 2); ρ 1 , ρ 2 – удельное сопротивления верхнего и нижнего слоя грунта соответственно, Ом·м (таблица 1); Н – толщина верхнего слоя грунта, м; t - заглубление вертикального заземлителя (глубина траншеи) t = 0.7 м.

Так как удельное сопротивление грунта зависит от его влажности, для стабильности сопротивления заземлителя и уменьшения на него влияния климатических условий, заземлитель размещают на глубине не менее 0.7 м.

Заглубление горизонтального заземлителя можно найти по формуле:

Монтаж и установку заземления необходимо производить таким образом, чтобы заземляющий стержень пронизывал верхний слой грунта полностью и частично нижний.

Значение сезонного климатического коэффициента сопротивления грунта Таблица 2
Тип заземляющих электродов Климатическая зона
I II III IV
Стержневой (вертикальный) 1.8 ÷ 2 1.5 ÷ 1.8 1.4 ÷ 1.6 1.2 ÷ 1.4
Полосовой (горизонтальный) 4.5 ÷ 7 3.5 ÷ 4.5 2 ÷ 2.5 1.5
Климатические признаки зон
Средняя многолетняя низшая температура (январь) от -20+15 от -14+10 от -10 до 0 от 0 до +5
Средняя многолетняя высшая температура (июль) от +16 до +18 от +18 до +22 от +22 до +24 от +24 до +26

Количество стержней заземления без учета сопротивления горизонтального заземления находится по формуле:

Rн - нормируемое сопротивление растеканию тока заземляющего устройства, определяется исходя из правил ПТЭЭП (Таблица 3).

Наибольшее допустимое значение сопротивления заземляющих устройств (ПТЭЭП) Таблица 3
Характеристика электроустановки Удельное сопротивление грунта ρ, Ом·м Сопротивление Заземляющего устройства, Ом
Искусственный заземлитель к которому присоединяется нейтрали генераторов и трансформаторов, а также повторные заземлители нулевого провода (в том числе во вводах помещения) в сетях с заземленной нейтралью на напряжение, В:
660/380 до 100 15
свыше 100 0.5·ρ
380/220 до 100 30
свыше 100 0.3·ρ
220/127 до 100 60
свыше 100 0.6·ρ

Как видно из таблицы нормируемое сопротивления для нашего случая должно быть не больше 30 Ом. Поэтому Rн принимается равным Rн = 30 Ом.

Сопротивление растекания тока для горизонтального заземлителя:

L г, b – длина и ширина заземлителя; Ψ – коэффициент сезонности горизонтального заземлителя; η г – коэффициент спроса горизонтальных заземлителей (таблица 4).

Длину самого горизонтального заземлителя найдем исходя из количества заземлителей:

- в ряд; - по контуру.

а – расстояние между заземляющими стержнями.

Определим сопротивление вертикального заземлителя с учетом сопротивления растеканию тока горизонтальных заземлителей:

Полное количество вертикальных заземлителей определяется по формуле:

η в – коэффициент спроса вертикальных заземлителей (таблица 4).

Коэффициент использования показывает как влияют друг на друга токи растекания с одиночных заземлителей при различном расположении последних. При соединении параллельно, токи растекания одиночных заземлителей оказывают взаимное влияние друг на друга, поэтому чем ближе расположены друг к другу заземляющие стержни тем общее сопротивление заземляющего контура больше .

Полученное при расчете число заземлителей округляется до ближайшего большего.

Расчет заземления по указанным выше формулам можно автоматизировать воспользовавшись для расчета специальной программой «Электрик v.6.6», скачать ее можно в интернете бесплатно.

При помощи миниатюрных геолокаторов, прикрепленных к ногам 11 полярных крачек, удалось проследить маршруты ежегодных перелетов этих птиц, проводящих северное лето в Арктике, а южное - в Антарктике. Исследование утвердило за крачками титул чемпионов по дальности миграций. Они пролетают до 80 000 км в год - вдвое больше, чем предполагалось. За свою 30-летнюю жизнь крачки покрывают расстояние, равное трем полетам на Луну и обратно.

Сезонные перелеты птиц традиционно изучаются при помощи кольцевания и наблюдений по маршруту миграции. Эти методы позволяют выяснить пути миграции лишь в самых общих чертах. Настоящая революция в данной области началась с появлением компактных электронных геолокаторов - приборов, позволяющих отслеживать перемещения отдельных птиц. До самого недавнего времени эти исследования были ограничены крупными видами (весом более 400 г), и лишь в последние годы появилась возможность изготовить совсем крошечные геолокаторы, которые не отягощают даже маленьких птичек, таких как полярная крачка, весящая около 125 г.

Интерес исследователей к этой птице связан с тем, что она издавна считалась величайшим путешественником среди всех живых существ. Полярная крачка - единственный вид птиц, который гнездится в высоких широтах Северного полушария, преимущественно в Арктике, а зиму проводит в Антарктике. По приблизительным оценкам, полученным при помощи традиционных методов, выходило, что крачки пролетают около 40 000 км в год.

Чтобы выяснить реальные маршруты и дальность перелетов полярных крачек, группа орнитологов из Дании, Польши, Великобритании и Исландии воспользовалась сверхминиатюрными полутораграммовыми геолокаторами. Вместе с пластиковым колечком, которое надевалось на ногу птицы и к которому крепился прибор, устройство весило всего 2 грамма - менее 2% веса взрослой крачки.

Птиц ловили в период гнездования, в июне–июле 2007 года, в двух точках: на острове Сэнд у северо-восточного побережья Гренландии (74°43’ с.ш., 20°27’ з.д.) и на острове Флатей в Брейдафьорде на западе Исландии (65°22’ с.ш. 22°27’ з.д.). Всего геолокаторами снабдили 70 птиц: 50 гренландских и 20 исландских. Следующим летом в тех же точках авторы пытались поймать окольцованных птиц. В Гренландии они насчитали 21 птицу с геолокаторами, но поймать удалось только 10. В Исландии видели 4 окольцованные птицы, из которых поймать сумели одну. Это не значит, что остальные птицы погибли в пути. Крачки возвращаются в начале лета примерно в тот же район, откуда улетели осенью, но не обязательно в ту же точку. Пара сотен километров вообще не расстояние для крачек, в отличие от орнитологов, которые передвигались по северо-восточной Гренландии на собачьих упряжках, предоставленных им гренландской санно-патрульной службой (см. The Sirius Sledge Patrol).

Геолокаторы фиксировали изменения освещенности в реальном времени в течение всего года. По этим данным можно определить время восхода и заката и продолжительность дня, что в большинстве случаев позволяет вычислить географическое положение птицы с точностью до 170–200 км. Трудности возникают, лишь когда птицы находятся в очень высоких широтах (полярный день), а также во время равноденствий, когда продолжительность дня одинакова на всех широтах и по световым данным можно определить только долготу.

Оказалось, что крачки летят осенью на юг не спеша, с двумя продолжительными остановками, причем маршрут исландской птицы ничем не выделялся среди остальных. Птицы покинули места гнездовий в середине августа и вскоре достигли района первой остановки - в северной Атлантике к востоку от Ньюфаундленда. Здесь крачки провели от 10 до 30 дней. В этом районе северные высокопродуктивные воды смешиваются с южными, более теплыми и менее продуктивными. Исландская крачка двинулась дальше на юг 1 сентября, гренландские последовали за ней 5–22 сентября. У западного побережья Африки маршруты разошлись: семь птиц продолжили путь вдоль Африки, а четыре пересекли Атлантику и направились на юг вдоль берегов Бразилии. Обе группы птиц ненадолго задержались на 38–40 градусах южной широты. Из семи птиц, избравших африканский маршрут, три улетели далеко на восток, в Индийский океан. Все птицы прибыли к месту зимовья - кромке антарктических льдов - между 5-м и 30 ноября. Весь путь на юг занял от 69 до 103 дней, средняя скорость миграции - 330 км в день.

Большую часть антарктического лета птицы провели в районе моря Уэдделла, где очень много антарктического криля . В обратный путь на север крачка из Исландии отправилась 3 апреля, гренландские - 12–19 апреля. Теперь они летели быстрее, без долгих остановок и вдали от берегов, почти над серединой Атлантики. Продолжительность перелета к местам гнездовья составила 36–46 дней, средняя скорость - 520 км в день.

Исследование показало, что прежние оценки общего расстояния, пролетаемого крачками за год, были занижены вдвое. На самом деле эти удивительные птицы преодолевают в год от 59 500 до 81 600 км (в среднем 71 000), без учета передвижений в период гнездования. Поскольку крачки живут более 30 лет (официально зарегистрированный рекорд - 34 года), за свою жизнь они могут пролететь около двух с половиной миллионов километров. Это соответствует трем полетам на Луну и обратно или 60 виткам вокруг экватора.

Весеннее возвращение рукокрылых нашей страны в родные края происходит в конце апреля - начале мая. Возвращаются зверьки дружно, иногда их прилет длится всего лишь несколько дней. А вот осенние миграции сильно растянуты по времени. Зверьки не торопятся оставить знакомые места. Как будто с неохотой покидают они родину. Впрочем, то же самое наблюдается и у других летающих мигрантов - птиц.

Кстати, интересно отметить одну особенность направления миграционных маршрутов наших рукокрылых. Очень часто их пути совпадают с путями перелетных птиц. И совпадают не только направления. Одинаковыми нередко оказываются и сроки миграций. Летучих мышей не раз встречали на пролетах в компании ласточек и стрижей. Такие совместные миграции возникают, вероятно, вследствие большого сходства пищевых потребностей этих животных. Сезонные колебания численности летающих насекомых привели к формированию и укреплению весьма сходных типов поведения летучих мышей и их дневных дублеров - насекомоядных птиц.

Установлено, что оседлые виды рукокрылых подвержены большей изменчивости, чем виды перелетные. То есть в пределах своего ареала они образуют гораздо больший разнообразных форм и подвидов. Причиной этому является географическая разрозненность, изоляция отдельных популяций "малоподвижных" видов. Напротив, животные, совершающие регулярные миграции, имеют возможность чаще встречаться со своими сородичами из других мест. Многие из них выбирают себе брачного партнера во время перелетов или в зимовальных скоплениях. Поэтому супружеские пары могут образовываться между зверьками из разных районов летнего обитания. Таким образом, происходит как бы перемешивание наследственных признаков вида, благодаря чему поддерживается его генетическая однородность. Несомненно, что для вида в целом такая перетасовка наследственной информации играет важную роль. Вид как целостная система оказывается более устойчивым, стабильным. В то же время оседлые рукокрылые, не обладая таким преимуществом, имеют другое - они способны в своих локальных местах обитания накапливать и передавать потомству те жизненно необходимые признаки, появления которых требует окружающая их среда. В результате этого накопления образуются новые, более приспособленные к данным условиям обитания формы животных. В таких случаях говорят о микроэволюции. А это первый шаг к макроэволюции, к видообразованию. Так что весьма трудно говорить определенно о том, какие виды - оседлые или перелетные - находятся в более выгодном положении. И тех и других природа не обидела, предоставив им право по-своему решать вопросы собственной эволюции.

Иногда резкие изменения погодных и климатических условий, а вместе с ними и снижение кормовых запасов вынуждают рукокрылых совершать незапланированные перелеты. Так, в Австралии в 1926-1927 годах была зарегистрирована внушительная по своим масштабам миграция крыланов. Она была связана с сильной засухой в ряде районов континента. Однажды в те годы тело мертвого крылана обнаружили даже в Новой Зеландии. Перед этим прошел сильный шторм, и, как полагают; путешествующий зверек, не справившись с ветром, был отнесен за сотни километров от родных мест.

Вообще перелеты с целью лучшего удовлетворения пищевых потребностей совершаются рукокрылыми очень часто, практически каждый день. Это так называемые суточные миграции. По протяженности своей они, конечно, не идут ни в какое сравнение с сезонными перелетами, однако в жизни рукокрылых имеют огромное значение. Ведь поиск пищи - это первостепенная, ежедневная необходимость для любого животного.

Гиганты мира рукокрылых - летучие лисицы да и многие другие крыланы регулярно кочуют по своим владениям, разыскивая места с хорошим урожаем плодов. Пальмовые крыланы, например, летают кормиться за 20- 30 километров от своих дневных насестов.

Дальность ночных полетов летучих мышей зависит от величины скоплений, которые они образуют на дневках в убежищах. Как правило, виды, предпочитающие селиться небольшими группами или поодиночке, на значительные расстояния летать не склонны. Летучие мыши, обитающие огромными колониями, не могут хорошо обеспечить себя кормом в непосредственной близости от убежища. Поэтому им приходится отправляться в дальние ночные путешествия. Примером таких миграций могут служить кормовые полеты длиннокрылое.

Особенно четко суточные миграции выражены у летучих мышей, живущих в предгорьях, которые прилегают к степным или пустынным районам. Лет позднего кожана из предгорий в степь наблюдал С. И. Огнев. "Этот лет,- пишет ученый,- похож на постоянную "тягу". В долине летучие мыши находят свою многочисленную добычу, сумеречных летающих насекомых, и после охоты за ними возвращаются опять в свои каменистые ущелья и пещеры".

Говоря о перелетах, нельзя не упомянуть об "инстинкте дома" рукокрылых. В последнее время стало модным другое слово - "хоминг". Что же подразумевается под этими терминами? Прежде всего привязанность зверьков к определенным местам обитания, к родным убежищам. А это, в свою очередь, неразрывно связано со способностью летучих мышей ориентироваться в пространстве.

Все имеющиеся сведения о хоминге летучих мышей удалось получить, применяя все тот же метод кольцевания. Окольцовывая зверьков на местах зимовок, ученые обратили внимание, что многие особи возвращаются в эти места и в последующие зимы. М. Эйзентраут провел такой эксперимент. Он отловил в одной из пещер два десятка зимующих больших ночниц, пометил их и перевез на расстояние 40 километров в другую пещеру. Новая квартира была подобрана не наобум. В ней проводили зимовку родственницы подопытных, тоже большие ночницы. Через год ученый посетил эту пещеру и не обнаружил там ни одной из своих знакомых. Зато в первом, родном для них убежище зимовало несколько окольцованных зверьков.

Привязанность летучих мышей к летним убежищам, как считает А. П. Кузякин, гораздо меньше, чем к зимним. Объясняется это "дефиците" мест, пригодных для зимовок. Однако и летом в большинстве случаев зверьки не желают расставаться с любимыми обжитыми квартирами.

Свои опыты с большими ночницами Н. Кастере описывает так: "Мы отлавливали в пещере 20-30 летучих мышей, кольцевали их, уносили на далекие расстояния и отпускали, наблюдая, сумеют ли эти животные найти пещеру, в которой обитали.

Что касается сравнительно коротких расстояний... (от 18 до 36 километров), мы не были особенно удивлены тем, что летучие мыши легко отыскивали свой дом. Окрыленные успехом, мы начали увеличивать расстояние". Постепенно наращивая это расстояние, исследователи дошли до отметки 300 километров. Все опыты были успешны. Ночницы ориентировались ничуть не хуже почтовых голубей. Интересно, что беременные самки оказались более склонны к возвращению, чем другие особи. Все они "стремились разрешиться от бремени,- пишет Кастере,- только в своей пещере... и нигде больше" 36. Однажды исследователям представился случай выпустить ночниц на расстоянии 700 километров от знакомых мест. Совершив ориентировочный полет по кругу, зверьки решительно направлялись в ту сторону, где находилась их родная пещера. Но, по всей видимости, достичь им ее не удалось. Во всяком случае при отловах в этой пещере их никогда не видели.

В последнем опыте удивительно то, что летучие мыши сразу довольна точно определяли нужное направление. Но, вероятно, способности к этому у разных видов неодинаковы. Например, обыкновенных копьеносов выпускали на расстоянии 20, 30 и 60 километров от их убежища. В первом случае животные летели прямо к дому, во втором - они испытывали заметное затруднение в выборе направления, однако ориентировались более или менее правильно. С самого дальнего расстояния копьеносы вообще не могли верно сориентироваться, направление их полета было чисто случайным.

Привязанность к своим убежищам и способность к ориентации зависят и от индивидуальных качеств зверьков. В опытах одна летучая мышь возвращалась домой многократно и с разных расстояний. А ее подруги пропадали из поля зрения исследователей на первом же этапе эксперимента, то есть после первого выпуска.

Было установлено, что способность возвращаться в свое убежище присуща и слепым животным. Лишенных зрения индианских ночниц выпускали на разных расстояниях от пещеры. Кроме того, вместе с ними были выпущены контрольные группы зрячих зверьков. Зрячие животные начали возвращаться с расстояния 8 километров в первую же ночь. Слепая летучая мышь, выпущенная с этого расстояния, была поймана в пещере на следующий день. С более дальних расстояний (40 и 60 километров) ослепленные зверьки возвращались только через несколько дней. Опыт показал, что летучие мыши, лишенные зрения, испытывают значительные трудности при ориентации и поэтому возвращаются намного медленнее, чем их зрячие собратья. Однако он показал еще и то, что зрение в этом деле играет далеко не последнюю роль, как считали раньше. Несмотря на слабое развитие органов зрения, некоторые виды летучих мышей, вероятно, имеют возможность использовать их для ориентации в своих полетах.

Что касается других видов, то тут много еще неясного, неисследованного. Миграционный лет молодых бухарских подковоносов наблюдал А. П. Кузякин: "Эти детеныши, едва научившиеся пользоваться своими крыльями, летят ночью, молча и на большом расстоянии один от другого. Говорить здесь о зрительной или механической ориентации, конечно, неубедительно".

Кстати, о хоминге молодых животных. Советские ученые, исследуя "инстинкт дома" у юных зверьков, пришли к выводу, что проявление этого инстинкта начинается уже в возрасте одного-двух месяцев. Молодых летучих мышей испытывали отдельно от взрослых, чтобы исключить возможность перенимания опыта, а также возможность совместного полета. С расстояния в пределах 10 километров молодежь возвращалась ничуть не хуже взрослых. Но постепенное увеличение расстояния приводило к тому, что количество вернувшихся молодых зверьков уменьшалось. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь мы знаем, что опыт приходит с годами.

предназначена для вывозки с лесосеки (нижних складов) древесного сырья и круглых лесоматериалов к местам переработки, временного хранения и отгрузки

По сроку действия лесовозные дороги подразделяются на постоянные (круглогодового действия), сезонные и временные (лесовозные усы). Кпостоянным относятся грузосборочные дороги. Они обслуживают несколько лесозаготовительных предприятий; каждое предприятие вывозит древесину к перегрузочным пунктам, расположенным у трассы. Далее древесину вывозят к пункту примыкания грузосборочной дороги, к магистрали лесовозной дороги (основной участок лесовозной дороги, обслуживающий лесосырьевую базу предприятия весь период ее существования или в течение значительной его части), ветке (примыкающие к магистрали лесовозной дороги ответвления, обслуживающие часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет; срок действия веток зависит от размеров лесных массивов и очередности их освоения; расстояния между отдельными ветками составляет в районах с интенсивным ведением рубок - 2-3 км, в лесоизбыточных районах - 4-6 км). Существует несколько категорий постоянных автомобильных лесовозных дорог по типу покрытия (в зависимости от годовой грузонапряженности). Дороги более высоких категорий имеют усовершенствованные капитальные покрытия, дороги более низких категорий - переходные и низшего типа покрытия - щебеночные, гравийные, улучшенные грунтовые. Грузосборочные автомобильные дороги имеют, как правило, асфальто- и железобетонное покрытие. Основные материалы покрытия магистральных автомобильных дорог - гравий и щебень. Для повышения несущих свойств грунтов в некоторых случаях применяют различные органические и минеральные вяжущие материалы.

Лесовозные дороги сезонного действия предназначены для эксплуатации в летнее или зимнее время. Зимние автомобильные лесовозные дороги предназначены для освоения лесосек на слабых и заболоченных грунтах, где эксплуатация транспортных средств в летнее время затруднена или экономически невыгодна. Зимние лесовозные дороги эксплуатируются один или несколько зимних сезонов. Основание таких дорог готовится летом путем грубой планировки местности, а с наступлением первых морозов заболоченные участки укрепляют настилом из тонкомерных стволов и сучьев и уплотняют проходами легких тракторов. Покрытием для зимних лесовозных дорог служит прикатанный слой снега или слой льда толщиной 30-40 см. Трассы таких дорог обычно прокладывают по водоразделам, поймам рек и др. участкам, минуя крутые подъемы и спуски. Временные лесовозные дороги - лесовозные усы - предназначены для освоения отдельных лесосек и примыкают к ветке или магистрали. Срок действия таких дорог - не более года.

Транспортная сеть лесозаготовительного предприятия состоит, как правило, из одной магистрали, нескольких веток и большого количества лесовозных усов. В горных условиях для вывозки древесины в основном используют автомобильные дороги. Трассы горных лесовозных дорог прокладывают в зависимости от грунтовых условий по долинам, надпойменным террасам, склонам косогоров, пологим водоразделам таким образом, чтобы как можно больше снизить уклон транспортного пути. Покрытие горных лесовозных дорог на магистралях и ветках - гравийное и щебеночное, на лесовозных усах - грунтовое и грунтово-щебеночное. По годовой интенсивности перевозок горные лесовозные дороги подразделяются на несколько категорий, отличающихся эксплуатационными параметрами. Лесовозная дорога, помимо транспортировки различных лесоматериалов, могут использоваться и для лесохозяйственных целей, в т. ч. при проведении рубок ухода, заготовке лесохимического сырья и др. Согласно правилам отпуска леса {древесины) на корню, лесопользователи обязаны сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные при заготовке древесины и перевозке иных грузов дороги, мосты и др. сооружения. По окончании срока вывозки древесины основные лесовозные дороги, перечень которых определяется соответствующим договором, должны быть переданы лесхозу в состоянии, пригодном для их дальнейшего хозяйственного использования.

Лесовозные дороги сезонного действия – это в основном зимние лесовоз- ные дороги. Такие дороги строятся в труднодоступных местах – болотах, ма- рях. Этот тип дорог особенно оправдал себя при вахтовом методе лесозагото- вок. Покрытием сезонных дорог является снег и лед. Стоимость дорог почти в 10 раз меньше, чем стоимость дорог летнего действия, а себестоимость вывозки 1 м3 леса на один километр в 2-2,5 раза ниже. По типу покрытия различают снежные и ледяные дороги. Снежные дороги подразделяются на снежно- уплотненные и снежно-ледяные дороги. Снежно уплотненные дороги строят при небольшой интенсивности дви- жения и эксплуатации легких автопоездов. Они просты по устройству и не тре- буют больших затрат на сооружение. Покрытие этих дорог представляет собой уплотненный слой снега на спланированном земляном основании. Если снег на такой дороге в течение зимы уплотнять и поливать водой, то такая дорога ста- новится снежно ледяной. В конце зимы толщина слоя снегольда достигает 0,5 м, что удлиняет срок ее действия на 8-10 дней по сравнению со снежно- уплотненной дорогой. Более качественным покрытием зимних дорог является ледяное. Ледяные дороги строят на земляном основании, что обеспечивает большую ее твердость и ровность, термостойкость, скорость и рейсовую нагрузку лесовозных автопо- ездов. Применение ледяных покрытий позволяет продлить зимний сезон вывоз- ки на 12-15 дней и довести его до 100 дней и более. Чтобы повысить прочность покрытия и сократить его таяние весной, на открытых местах и уклонах в по- крытия вмораживают щепу, опилки, стружку. Прочность покрытия с древес- ными добавками повышается в 1,5-2 раза, в зависимости от вида и количества добавок. Движение гусеничных машин по дорогам с ледяным покрытием не допускается.

Билет №11

Вопрос 11.1. Органы на которые возложена охрана охотничьих угодий области.

Ответ: Департамент по охране и использованию объектов животного мира, милиция, Государственное управление Ярославской области «Управление по охране животного мира».

Они осуществляют непосредственный контроль за ведением охотничьих и рыболовных хозяйств на территории Ярославской области, а также за соблюдением правил охоты. Привлекают нарушителей к административной и уголовной ответственности. Готовят материалы для привлечения к уголовной и гражданско-правовой ответственности. Представляют интересы государства в органах суда и арбитража. Охрана закрепленных за пользователем охотугодий, производят штатные работники охотхозяйства (егеря, охотоведы).

Вопрос 11.2. Порядок проведения, сроки и и цели подкормки диких зверей и птиц(привести пример).

Ответ: Примерные нормы и виды биотехнических мероприятий для диких животных.

Исходя из биологии диких копытных, приоритеты биотехнических мероприятий должны быть следующими:

    сохранение и улучшение естественной кормовой базы и среды обитания;

    образование кормовых полей из высокопитательных культур и регулярное сенокошение в целях постоянного снабжения зверей зеленым кормом и качественным сеном;

    подкормка сочными или влажными кормами;

    подкормка сухими высококалорийными кормами;

    минеральная подкормка;

    устройство в засушливых районах искусственных водопоев, запруд, плотин на ручьях и речках.

Животных начинают подкармливать во время листопада, приучая их регулярно посещать подкормочные площадки и концентрироваться в близлежащих охотничьих угодьях. С выпадением снега и по мере повышения его толщины увеличивают и подкормку животных.

Подкормка кабана. В охотничьих хозяйствах для его подкормки обычно выкладывают зерноотходы или зерно овса, ячменя, пшеницы и ржи, а также кукурузу, горох, подсолнечник, люпин, картофель, свеклу, морковь, топинамбур, яблоки, груши, желуди, буковые орешки, комбикорма, жмых, различные отходы пищевых предприятий, мясокостную муку и т.д.

Расчетный срок подкормки диких свиней - 70-165 дней в зависимости от климатических условий, суточная норма выкладки - 1-3 кг на голову в зависимости от вида корма и суровости зимы. В морозные дни суточный рацион увеличивают до 3-4 кг на особь. Фактически в снежный период для каждого кабана требуется около 300-500 кг качественного корма. Для удержания кабана в охотничьем хозяйстве и уменьшения потрав нелишней будет и регулярная летняя подкормка в значительно меньших объемах, нежели зимой.

Кормовые поля. Земельные участки, получаемые охотпользователями в соответствии с земельным законодательством, используются для выращивания кормовых культур и для заготовки сена для подкормки диких животных. Кормовые поля устраиваются с целью увеличения естественной кормовой емкости угодий, а также для отвлечения диких животных от потрав сельскохозяйственных культур. Частично урожай с кормовых полей убирается для зимней подкормки животных, частично оставляется на корню. Наиболее рационально закладывать кормовые поля небольшими площадями по 0,2-0,4 га, распределяя их по угодьям в зависимости от размещения животных. Набор кормовых растений подбирается с учетом предпочтения их животными в той или иной зоне.

Для подкормки лося, оленя, зайца-беляка в охотничьих угодьях проводится подрубка осинника, выкладывается веточный корм. Подрубку осинника следует производить в соответствии с порядком, установленным лесным законодательством, преимущественно на лесосеках текущего и будущего годов. По договоренности с лесозаготовителями можно использовать порубочные остатки на лесосеках.

Для зайцев-русаков подкормочную площадку устраивают на возвышенном открытом месте, удаленном от населенных пунктов. В землю заколачивают кол (1,5 м высотой), на который нанизывают необмолоченный и подсоленный овсяный сноп. Таких снопов выставляют в разных местах несколько штук. С выпадением снега определяют, насколько часто зайцы посещают снопы, и в зависимости от этого периодически подвозят снопы или вязанки подсоленного сена, которые и нанизывают на колья.

Для бобров. Подкормку бобров организуют весной во время половодья, засушливым летом и зимой в местах, где бобрам корма не хватает. Перед половодьем к затопляемым поселениям бобров подвозят свежесрубленные ивы и осины. Часть их закрепляют за стоящие деревья в местах естественных и искусственных бобровых убежищ. На время половодья каждому бобровому семейству необходимо запасти по 1 м3 веточного корма. Там, где бобрам не хватает корма, необходимо уже осенью с листопадом выкладывать ветви осины, ивы, липы, рябины, дуба и прочих древесных пород вблизи нор. В сильные морозы бобры редко выходят наружу, В таких случаях вблизи их жилищ пробивают продолговатую (2-3 м) прорубь, в которую закладывают комлем вверх ветки вышеперечисленных древесных пород.

Солонцы. Все травоядные животные особенно зимой, а также весной и летом, нуждаются в минеральной подкормке (соли). Поэтому необходимо позаботиться, чтобы на каждой подкормочной площадке были бы оборудованы постоянно действующие солонцы. В зимний период звери привыкают к солонцам и продолжают посещать их весной и летом.

Вопрос 11.3. На какие дистанции снаряды, выпущенные из гладкоствольного ружья, представляют опасность (пули, картечь, дробь)?

Ответ: Предельная дальность полета отдельных дробинок и общая безопасная дальность стрельбы из дробового ружья

Наибольшая дистанция полета отдельной дробинки, а следовательно, и безопасная дальность стрельбы различной дробью при угле возвышения 20-30° составляют:

Дробь № 9, 0 = 2, 00 мм

Дробь № 7, 0 = 2, 50 мм

Дробь № 5, 0 = 3, 00 мм

Дробь № 3, 0 - 3, 50 мм

Дробь № 1, 0 = 4, 00 мм

Дробь № 2/0 0 = 4, 50 мм

Дробь № 4/0 0 = 5, 00 мм

Картечь 0 = 6, 00 мм

Предельная дальность полета пуль, выпущенных из дробового ружья под большим углом возвышения (40-50°), достигает 1000-1500 м . При такой стрельбе пуля на излете может контузить или ранить человека, если попадет, например, в лицо.

Из сказанного выше видно, что охотник должен внимательно следить за тем, чтобы в направлении стрельбы не было людей, жилищ и домашних животных на расстоянии предельной дальности полета снаряда.

Вопрос 11.4. Для чего устанавливается срок и сезон охоты? Привести примеры.

Ответ: Для сохранения диких животных от исчезновения, у охотников с древних времен появились правила, которые не допускают тотального уничтожения, как зверя, так и птицы. Для этого были введены ограничения на добычу в определенное время года, к примеру в летний период когда животные выкармливают потомство и гибель одного из родителей нередко может привести к гибели всего выводка.

Этичные нормы людей всего мира, с давних пор, запрещали добывать зверя находящегося в беспомощном состоянии (стихийные бедствия, линька у птиц) во время неблагоприятных условий (бескормица, заморозки, пожары и т.д.) или больше, чем требуется.

В современное время, существуют санкции, ограничения и запреты, регламентируемые законодательством. Среди которых ведущую роль занимает запрет на охоту вне разрешенных сроков весеннего, летне-осеннего и осеннее-зимнего сезонов. Охотничий сезон, строго регламентируется и устанавливается органами управления охотничьих хозяйств. Охота в запрещенные сроки, карается штрафами и исками.

Охотничьи хозяйства, что бы не было оскудение запасов животных, не безуспешно, применяют разные ограничения на охоту, ограничение по пропускной способности, создание заказников и т.д. Длительные запреты на охоту, спасли множество видов редких животных, которые в последствие размножились и в настоящее время разрешены для добывания.

Каждый, уважающий себя охотник, должен знать объекты охоты, и не зная зверя и птицы не поднимать ружье, блюсти правила добывания дичи, что необходимо, не только для избежания штрафов, но и для пользы самих охотников, в интересах которых - сохранение животных.

Вопрос 11.5. Расскажите о стволах современных гладкоствольных ружей, об их устройстве, калибрах и типах сверловки. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при чистке стволов?

Ответ: Ствол – относительно тонкостенная стальная трубка. Они служат для помещения снаряда и заряда, для разгона снаряда и его направления в цель.

Внутренняя часть ствола называется каналом и делится на три части: казенную (заднюю), собственно ствол (от казенной до дульной части) и дульную (переднюю). В казенной части канала ствола имеется уширенный по диаметру участок – патронник, куда помещается при заряжании унитарный патрон. Чаще всего длина патронника составляет 65 и 70 мм. Между патронником и каналом ствола находится снарядный вход, называемый переходным конусом. Он позволяет использовать гильзы без их точного соответствия длине патронника и формирует дробовой снаряд при его переходе из гильзы в канал ствола. Длина переходного конуса от 10 до 30 мм, а у хороших ружей – от 15 до 20 мм. Далее идет собственно канал ствола, имеющий определенный диаметр, именуемый калибром. Калибр обозначают числом круглых (шаровых) пуль, отливаемых из одного фунта чистого свинца в четном счете, точно соответствующих диаметру ствола в 220 мм от его казенного среза. Дульная часть состоит из переходного конуса и дульного сужения, или чока. Дульное сужение «вытягивает» дробовой снаряд, способствует его компактному полету в воздушном пространстве, повышению дальнобойности и кучности попадания дроби в цель. У современных ружей дульная часть ствола (стволов) имеет десять различных видов (цилиндр, получек, чок Паркера, цилиндр с набором или обратным конусом, сужение с обратным конусом, сверловка парадокс и т.д.). В отечественных ружьях величины дульных сужений колеблются от 0.25 до 1.25 мм. Определяется величина дульного сужения разностью диаметра ствола перед дульным сужением и внутренним поперечником дульного среза. Например, если диаметр канала ствола равен 18.5 мм, а внутренний поперечник дульного среза равен 18 мм, то величина дульного сужения составит 0.5 мм. Длина стволов большинства ружей колеблется от 650 до 750 мм. У двуствольных ружей стволы соединяются в единый блок пайкой или закреплением в муфты. На стволы помещается прицельная планка или целик.