Горизонтальная салфетница из фанеры декупаж. Декупаж для неопытных, но наглых

Две салфетницы в винтажном стиле.

Рада приветствовать всех, заглянувших ко мне не страничку! Хочу показать две своих новых работы.

Сестренка попросила меня сделать ей салфетницу. Подобрала заготовку, форма понравилась, решила купить сразу парочку, на всякий случай. Стала выбирать подходящий мотив. Из множества вариантов особенно понравились два, причем никак не могла решить, какой же из них нравится больше. Помучившись над проблемой выбора, решила делать сразу две работы, тем более, что уже знаю, кому подарить второй. Определившись с основным мотивом, подобрала подходящие фоны для оформления боковинок и приступила к работе.

Материалы и инструменты.

Заготовки из МДФ

Акриловый грунт для пористых поверхностей

Акриловые краски

Полуматовый акриловый водный лак

Водный мордан для золочения

Второй шаг кракелюрной пары SOLO GOYA

Жидкое мыло

Бесцветный мебельный воск

Художественные кисти (синтетика)

Шлифовальные шкурки

Кроме того для красной салфетницы

Распечатки на фотобумаге. Для основного мотива - фрагмент старинного принта, автора определить не удалось, к сожалению.

Универсальный контур по любым поверхностям

Сухая пастель

Битумный лак

Уайт-спирит

Для черной салфетницы

Замедлитель высыхания акриловых красок.

Тени для век

Багетная паста

Попробую описать процесс выполнения работы. Начнем с красной салфетницы под рабочим названием «Ягодка моя». Итак.

Первым делом заготовку надо ошкурить. И хотя качество этих конкретных заготовочек оказалось весьма неплохим, но, тем не менее, всегда существуют мелкие дефекты поверхности, от которых необходимо избавиться перед началом работы, дабы потом не получить неприятных сюрпризов в виде пузырей, наплывов и т.п.

Далее, покрываем все доступные поверхности снаружи и внутри слоем акриловой грунтовки. В случае работы с МДФ, лучше пользоваться грунтом на основе гипса. ПосколькуМДФ является клеено-прессованным материалом, то от жидких грунтовок в местах спилов он может расслоиться и покоробиться. По той же причине феном для сушки лучше не пользоваться, сушить на воздухе, тем более, что акрилово-гипсовые грунты сохнут очень быстро.

После высыхания грунта (на этом этапе при работе с МДФ ошкуривание я пропускаю, поскольку, в отличие от дерева, волокна на поверхности не поднимаются) покрываю поверхности парой слоев белого акрила до получения однородного цвета. Вот теперь можно прошкурить.

Пришло время наклеивать мотивы. У меня струйный принтер с водорастворимыми чернилами, поэтому единственный приемлемый для декупажа носитель - фотобумага. Я пробовала печатать и на салфетках, и на обычной бумаге. В принципе это возможно, но обработка отпечатков отнимает столько времени и сил, что просто не имеет смысла связываться. Для этих конкретных работ я использовала два типа бумаги. Для верхних мотивов - плотную сатиновую бумагу (260 г/см), для боковых фонов - тонкую глянцевую (120г/см).

Сначала боковинки. Тонкую фотобумагу обрабатывать сложнее, но поскольку общая длина мотива была больше, чем доступный моему принтеру формат А4, пришлось маскировать места стыков, а на тонкой бумаге это сделать проще. Итак, лицевую сторону распечатки покрываем тонким слоем акрилового лака, сушим. Повторяем процедуру, нанося лак перпендикулярно первому слою, сушим. То же самое, опять поперек, еще раз. Хорошенько просушить. Опустить лакированную распечатку в емкость с водой. Я держу 30-40 мин.

Теперь у меня возникла еще одна сложность. Обычно нет необходимости изначально точно подгонять размер распечатки под заготовку, просто после наклеивания лишние припуски легко сошкуриваются по ребрам. Но у моих салфетниц по нижнему краю расположена фигурная деталь, и ровно удалить лишнюю бумагу здесь вряд ли бы получилось. Поэтому перед замачиванием я вырезала фрагменты боковин с учетом только верхнего припуска. Вытащив фрагменты из воды, я расположила их на файлике (естественно цветной стороной вниз), точно совместив нижний срез изображения и край файлика. Мокрая бумага легко прилипает к пластику. Теперь нужно расслоить распечатку. Иголочкой подцепляю бумагу с уголка, чтобы начать расслоение, потом аккуратненько снимаю верхний белый слой бумаги, придерживая нижний другой рукой. Получаем на файле прилипший цветной слой распечатки. Но он еще недостаточно тонкий, а кроме того неоднородный. Поливаем файл с распечаткой водичкой и осторожненько подушечками пальцев скатываем лишнее, избавляясь от оставшихся чешуек и катышков. Я таки умудрилась надорвать бумагу в одном месте, ну да ладно, потом исправим… Когда получим прозрачную тонкую красочную пленочку, смываем ошметки под струей воды и осторожненько промакиваем изображение салфеткой. Теперь можно наклеивать.

Оклеиваемую поверхность смазываем ПВА. Слой клея должен быть тонким, но без пропусков. Таким же слоем промазываем нашу распечатку. Прикладываем мотив к боковине прямо на файлике. Не снимая пластик, выгоняем к краям воздушные пузырьки и возможные излишки клея. Можно пользоваться резиновым шпателем или валиком, но мне удобнее делать это просто сухой мягкой тряпочкой. Ну вот, можно осторожно снять файлик и еще раз проверить на предмет пузырей. И сошкурить припуски распечатки с верхнего края салфетницы. Казалось бы, тут можно бы и отдохнуть, испить кофейку или сигаретку скурить, а не тут-то было. Потому что зловредная фотобумага станет заворачиваться по краям, норовя испортить нам всю канитель. Придется следить за ней, постоянно прижимая ее то тут, то там пальцами или тряпочкой, пока она не поймет, что сопротивление бесполезно и не угомонится.

Повторяю процесс со второй частью бокового фона. Уффф, самая сложная для меня часть работы сделана.

После боковин с верхом работать - одно удовольствие. Плотная фотобумага не нуждается в обработке лаком. Бросаю отпечаток в таз с водой и забываю про него не меньше, чем на час. Потом вынимаю на пленку, подцепляю иголкой, расслаиваю, мочу водой и удаляю лишние ошметки. Причем тут можно не осторожничать, соскребаю их жесткой стороной хозяйственной губки. Толстую фотобумагу лопатой не убьешь! Смываю под водой соскребыши и приклеиваю. Удаляю файл, соскребаю шкуркой припуски. Единственный минус - заворачивается такая бумага гораздо активнее и упорнее, чем тонкая. Но к этому мы привычные, нас этим не проймешь.

После оклеивания нужно оставить работу не меньше чем на сутки, поскольку распечатки почти не пропускают воздух, и клей будет сохнуть долго. После просушки тоненькой кисточкой подрисовываю те места, где накосячила и порвала распечатку. Покрываю оклеенные поверхности одним слоем акрилового лака, чтобы защитить от возможной пачкотни на последующих этапах обработки. Верх покрываю тремя слоями и шкурю, чтобы избежать проблем при создании кракелюра.

Прикидываю рисунок виньеток. Поскольку с контурами работаю редко, тренируюсь на бумажке, чтобы рука уверенней себя ощущала. Когда чувствую себя готовой на подвиги, наношу контуром рисунок на боковинки салфетницы, поглядывая на образец.

Сушу. И получаю неприятный сюрприз. После высыхания, а использовала я универсальный контур Marabu обозначенный как желтый, он стал полупрозрачным и почти невидимым на фоне узора, зараза. Ну и ладно, мы еще посмотрим кто кого!

Акрилом цвета слоновой кости покрываю салфетницу на донышке, внутри, снаружи по фаскам и по боковинкам, оставляя незакрашенными фрагменты внутри виньеток. Тоненькой кисточкой аккуратненько закрашиваю свои полупрозрачные контуры. Понадобилось от двух (на белых) до четырех (на цветных участках) слоев краски.

Приступаем к кракелюрам. На верх салфетницы наношу тонкий слой водного мордана. Сушу в течение часа в защищенном от пыли месте, поскольку мордан на редкость липкая дрянь, притягивает к себе все как пылесосом. Отливаю небольшое количество второго шага SOLO GOYA в маленькую емкость, добавляю 2-3 капли жидкого мыла, осторожно смешиваю, чтобы не пенилось. Веерной кистью наношу смесь поверх мордана, обмакиваю в остатки смеси пальцы и легонько «массирую» поверхность, пока пальцы не перестают легко скользить. Ставлю сушиться, периодически посматривая на процесс образования трещин. Через час с небольшим, когда их размер и количество меня устраивают, затираю трещинки растертой в порошок сухой пастелью. Смываю второй шаг под струей прохладной воды. Стряхиваю капли, сушу. На этом этапе снова надо защитить работу от пыли и не трогать руками до полного высыхания воды. Мордан так и останется липкой дрянью, сущность у него такая!

Покрываем всю салфетницу парой-тройкой слоев лака, не забываем про дно и внутреннюю часть. Можно слегка ошкурить. Состариваем. Битумный лак в этом случае я наносила кистью, чтобы добраться в углубления, можно и тряпочкой наносить. Подождала, пока подсохнет, потом тряпочку совсем немного (чтобы чуть влажной, а не мокрой стала) смочила в уайт-спирите и стерла битум там где, по моему мнению, он был не нужен.

Осталась самая нудная часть работы - финишное покрытие. Тут никакой фантазии, лак и шкурка, шкурка и лак, пока работа не станет такой, на которую приятно посмотреть и потрогать. Достигли совершенства - отлично, откладываем в сторонку на пару недель.

А сейчас коротенько про вторую салфетницу «Серебряное кружево».

Обработка заготовки и наклеивание мотивов ничем не отличаются от предыдущей работы. Правда, на этот раз у меня получилось получить пленочку с тонкой фотобумаги уже без надрывов, «во всем нужна сноровка, закалка, тренировка». Кстати, на фото наглядная иллюстрация подлого поведения толстой фотобумаги. Я уже решила, что она закончила свои фокусы с заворачиванием, и можно запечатлеть этап работы. Но пока настраивала фотоаппарат, она злорадно пориподнялась-таки в одном месте. После съемки я ей показала, конечно, кто в доме хозяин.

Закрашиваю свободные от распечаток места черным акрилом.



Затем смешала золотой и серебряный акрил, чтобы получить оттенок старого столового серебра. Добавила замедлитель высыхания. Обмакнула в смесь тряпочку и местами наносила поверх черной краски мазки, кое-где растирая их чистой едва влажной тряпочкой и пальцами.


Теперь промежуточное лакирование и кракелюр аналогично ягодной салфетнице.

Небольшое лирическое отступление. Прогуливаясь как-то по барахолке, на лотке с разнообразной косметикой заметила набор теней для век, поразивший меня варварским великолепием палитры. Представлена она была дюжиной оттенков металлик - серебряных, золотых, медных и бронзовых. Когда я покупала этот «кошмар визажиста», лоточница смотрела на меня сочувственно-настороженно, как на городскую сумасшедшую. Ну и пусть, зато теперь у меня шикарный выбор для затирки кракелюрных трещин. Одним из цветов я и воспользовалась при работе над черной салфетницей.

И, наконец, финишное лаковое покрытие. Оставляем работу на время.

Прошло две недели. За это время лаковые слои окончательно полимеризовались.

Беру бесцветный мебельный воск. Тряпочным тампоном наношу его тонким слоем на все поверхности салфетниц. Жду полчасика-час. Полирую шерстяной тряпочкой.

Красная салфетница готова.

Черной салфетнице до завершения остался последний штрих. Смешиваю золотую и серебряную багетную пасту. Беру по капельке на палец и втираю по ребрам, фаскам и нижнему краю. Не очень равномерно, местами. В заключение опять прохожусь шерстяной тряпочкой. Все!

Можно дарить. Немножко жалко, конечно… Но что же это за подарок, если не жаль его отдавать?!

Спасибо за внимание всем, у кого хватило терпения прочитать или хотя бы посмотреть картинки! Буду очень рада, если работы кому-то пригодятся.


Декупаж, марьяж, грильяж, вояж... Когда я говорю, что занимаюсь декупажем, люди как-то мягчают, расплываются и даже начинают заискивать. Прямо-таки "гольтепа" матушки Бальзаминовой. И я невольно демонстрирую эту "гольтепу" как признак адекватности эпохе. В самом деле, не вызывает же такого же интереса и уважения "я вяжу носки" или "я вышиваю крестиком".

А ввернёшь какую-нибудь "гольтепу" (их нынче много: пэчворк, квилтинг, квиллинг, фелтинг, скрап - прости, Господи - букинг и проч.), и находишь отклик у евразийских новосельцев Москвы. И видится тебе волшебная и чарующая картина "культурного посредничества" России: насыпят в карман "семки", вставят в ботинки "ступинаторы", напишут на ценнике "картоф-маркоф", достанут "пудерницу", споют песню про "аринтир", скажут сакральное "абанамат" и побегут заниматься декупажем...

А в каждом доме можно отдекупажить, надекупажить и передекупажить много чего старого, некрасивого, надоевшего, скучного. И пусть есть какие-то опытные мастера, и даже с дипломами и - о Боже! - международной репутацией, и пусть в книжках и журналах такие красивые картинки с такими красивыми вещами, это не повод отказываться от своего желания и своих творений.

Все эти вещи я сделала до того, как у меня появился блог. Поэтому без мастер-классов. (И опять о больном... "Мастер-класс" - слово какое-то дурацкое, слизанное с чужой культуры и чужого языка. "Мастер-класс" по теме "бумажка-клеить-деревяшка", "девушка-рисовать-цветок", "сидеть-попа-стул-красиво"...).

В чём особенность этого текста? Сочетание технологии и эмоции. Как радовалась, огорчалась, пробовала, сказала себе "никогда", а потом сказала "а если". Это будет мастер-класс - по теме "женщина-неумёха-декупаж-научиться-молодца!".

Если это кому-нибудь поможет, буду рада. А мне уже хорошо.

ТАБУРЕТКА.

Первый опыт - табуретка из Икеи. Повод - статья с картинками в рукодельном журнале. Все материалы мне подобрала продавщица в художественном салоне, понимающе улыбаясь после моих объяснений. Минимум миниморум и самое дешёвое.

Сделано с помощью:

Двух флакончиков акриловой краски - ярко-голубой и жёлто-бежевой (написано "цвет слоновой кости"),

Плоской синтетической кисти для клея,

Плоской кисти подешевле для лака,

Плоских синтетических кистей для краски (умная продавщица так и напирала на эти плоские кисти),

Дешёвого клея для декупажа,

Акрилового лака во флаконе,

Декупажной карты с малышами (то есть простого бумажного листа с картинками, только бумага несколько тоньше, чем обычная писчая),

И салфеток, которые торчали в салфетнице.

Вся работа заняла 2 часа, включая ожидание на просушку. А как я трепетала, замачивая бумажки из декупажной карты в воде, а потом промокая тряпочкой! А как я радовалась, что они ровненько разглаживаются плоской кистью и приклеиваются без пузырьков! Амели из одноимённого фильма любила погружать руку в мешки с крупой, здесь - такое же живое тактильное удовольствие. Помимо кисти можно разглаживать бумажки и пальцами - мазюкать.

Я не зашкуривала наждаком и не грунтовала. Я вообще не знала, что это нужно делать. Но табуретка и так была ровная, слава богу. Да! Я её и собрала сама!

Всё получилось. Крылья выросли сразу. А плана никакого не было, картинки кромсала как Бог на душу положит, а салфетки просто-напросто приклеивала на дырки. Оказывается, эта манера наклеивать называется декопатч. (Привет господину Журдену!).

После использования табуретка стала ещё красивее: ободралась где надо, заляпалась на нужных местах, потемнела. В семье этих ребятишек полюбили и зовут "голодранцы". Всё-таки веселее получилось, чем обычная покраска или покрытие морилкой.

Опыт таков:

Нужны акриловые краски и акриловый лак. Запомнить слово "акриловый". Акриловый - не пахнет. Все акриловое смывается водой и мылом, никакие химикаты не нужны.

Нужны плоские синтетические кисти (я полюбила №12 и №14). Потом в моей коллекции появились кисти круглые и веерные. По искусствоведческой легенде, веерные кисти придумал Леонардо, а плоские - импрессионисты.
- Если в плане работ числится покраска больших поверхностей (ножек стула, плоскостей этажерки и проч.), то можно купить большие плоские кисти в обыкновенном хозяйственном или строительном магазине. Они там стоят копейки. Номера таких кистей переваливают за 20: №20, №22 и т. д.

Нужен клей для декупажа (потом я пробовала обыкновенный ПВА, мне не понравилось).

Бумагу перед наклеиванием надо вымачивать. Подождать, когда свернётся в трубочку и развернётся. А потом промокнуть бумагу тряпочкой, и она замечательно приклеивается.

Никогда и ничего раньше не покрывала лаком, оказывается - приятно и красиво.

Работа не сложнее, чем аппликация в детском саду.

Правда, надо ждать, когда все слои по очереди высохнут (краска - раз, клей - два, первый слой лака - три, второй слой лака - четыре). А это требует выдержки, как у разведчика.

ДВЕРЬ.

Неудачный опыт, надо признаться.

После табуретки осмелела и взялась за дверь. Не снимая с петель! И сразу салфетками! Переделывала не раз, пока не поняла, что ничего невозможно исправить. Салфетки сморщились, порвались, ровно не легли (на весу-то!). Но негативный опыт - тоже опыт. Это лекарство от гордыни. Смотрю на дверь и самоуничижаюсь. Да ещё и розочки эти! Потом, конечно, накоплю силы и переделаю.

Вообще в этом виде декорирования очень много пошлости, и от неё не спрятаться: розочки, лавандовые поля, девушки с сердечками и без, щенята, котята, телята, овечки, золото, бронза, блеск-блеск-блеск... Редко встречаются вещи, автор которых нескрываемо обладает безупречным вкусом. Я - не обладаю. Как неопытный вырезальщик и клеяльщик, несусь по уже проложенным дорожкам, а там - традиция "котиков".

Опыт таков:

- "Салфетки для декупажа" - это фикция; это обыкновенные салфетки, состоящие из нескольких слоёв. Для декупажа нужно отдирать верхний слой с рисунком. Можно использовать иголочку, с помощью которой расслаивать салфетку. А некоторые салфетки расслаиваются, если просто подуть на ребро.

Эти салфетки продаются везде: в хозяйственных магазинах, супермаркетах, в интернет-магазинах для декупажа, в магазинчиках для рукоделия и т. д.

Для салфеток есть специальный клей (он же одновременно - и лак), при работе с этим клеем салфетки не успевают намокнуть, растянуться и разорваться (я потом пробовала, пытаясь оправдаться за эту дверь).

Рисунок из салфеток можно вырезать малюсенькими ножницами, скальпелем (не медицинским, конечно, а тем, что продаётся в магазинах для декупажа или для пэчворка), а можно и вырывать. Совсем маленькие элементы вырываются при помощи зубочистки: надо потыкать мокрым кончиком вокруг рисунка и аккуратно отсоединить от салфетки.

______________________________________

(Переделала спустя два с половиной года. Старая дверь переживала уже 4-ю покраску, и пришлось шпаклевать поверхность, заделывать шпаклёвкой щели, заново прибивать отошедшую планку, бесконечно шкурить и проч. Для маскировки неровностей был придуман кракелюр: на самой двери, на планках, на стояке.
И опять розочки! Да что ты будешь делать! А куда деваться? Античная мозаика, гномики, домики, часики, рекламные плакаты с девушками, виды городов с Эйфелевыми башнями и Биг-Бенами - это на хозяйственной двери смотрелось бы ещё ужаснее. Прикладывала, смотрела - ужаснее... А большие цветочки прикрыли неровности двери. Тоже плюс.

Намешанная из белой и зелёной акриловой краски бирюза двух оттенков.

Кракелюр на двери и на стояке.

Под кракелюром - разноцветная краска: коричневая, золотая, зелёная.

На планке - салфетка. Вырванные мотивы с цветочками.

_____________________________________________

Потом я перешла на малые формы, соразмерные самооценке.

КОРОБКА ДЛЯ МЕЛОЧЕЙ И БУМАГ.

Очень многое узнала и сделала впервые.

Узнала, что есть заготовки для декупажа, и очень удивилась. Купила деревянную коробку. И рисовые карты с картинками для декупажа. И лак для одношагового кракелюра, то есть по-русски - трещинок.

Кракелюр потряс процессом и эффектом. Наносишь тёмную краску, даёшь высохнуть, потом - лак для кракелюра, даёшь подсохнуть согласно инструкции производителя, а потом - светлую краску. И прямо под кистью появляются трещинки. Такое наслаждение, такая радость неподдельная! Интрига прямо у тебя под носом: что получится, как расползутся? Но светлую краску нужно наносить аккуратно и только одним слоем! Иначе получатся разводы, кляксы, месиво. Нужно набивать руку и научиться проводить ровные мазки плоской кистью.

Впервые попробовала поляпать кусочком поролона (см. якобы голубое небо).

Впервые попробовала приклеивать рисовую бумагу. И обрывать её хорошо, и приклеивать удобно. И вымачивать её не надо.

Впервые потерла наждачной бумагой края.

По-моему, получился прованс. То есть деревенщина, провинция. Французская. (Я не обзываюсь, это - стиль).

Стиль в декупаже - очень смешная тема. Прованс, викторианский стиль, шебби-шик, симплисити и т. д. - прелесть как развивают кругозор и знания в сфере рыночного маркетинга. В этом смысле очень забавна и показательна история с появлением стиля шебби-шик: одна шустрая американская дама получила патент на штучки с кракелюром, потёртостями и розочками, и получился весьма продажный "потёртый шик".

А этот чудный прованс стоял у моей бабушки на терраске: это был самодельный, выкрашенный белой краской шкаф, сделанный в бедное послевоенное время. А я на нём рисовала цветочки и писала всякие слова.

Опыт таков:

Нужен грунт! Поверхность перед декупажем нужно ошкурить наждачной бумагой и загрунтовать.

Слово страшное, из каких-то земельно-экскаваторных работ. А оказывается, опять ерунда: нужно поверхность просто покрыть слоем или слоями акриловой светлой краски или акриловым грунтом (он так и продаётся, так и называется; а представляет собой, если я правильно поняла, смесь краски и шпатлёвки).

Зачем? Во-первых, меньше уходит краски и клея: они не впитываются в огромных количествах в пористую поверхность (дерево, картон). Во-вторых, поверхность становится более ровной. В-третьих, рисунок тонких салфетки и декупажной карты на светлой поверхности грунта будет виден по всех подробностях.

Но от грунта можно и отказаться, если, например, очень хочется сохранить и подчеркнуть красивую и замысловатую поверхность дерева и проч. Всё зависит от желания и замысла.

Наждачная бумага - друг декупажа. Поверхности и слои нужно ошкуривать. Я, в основном, использую бумагу с двумя нулями: 100, 200, 400, 500, 600. № 1000, которую многие любят, - это для микроскопических работ.

Крупный наждак очень нужен, если нужно подготовить к декупажу старую вещь (со старой краской, старым лаком, грязью) или неподготовленную деревянную поверхность. Если дерево сначала ошкурить грубой наждачной бумагой, а затем - мелкой, то оно становится идеально гладким. А ещё нужно ошкуривать слои лака в самом конце работы (так называемый финишный лак). А ещё - с помощью наждачной бумаги можно делать потёртые грани.

Очень интересно делать потёртые уголки и грани. Нужно нанести первый слой краски (обычно тёмной), дать высохнуть, потереть выбранные места любой свечкой, потом нанести иную краску (обычно светлую), дать высохнуть, а потом потереть те самые места мелкой наждачной бумагой, особенно не нажимая. Очень приятная работа! И для глаз, и для рук!

Рисовая бумага для декупажа - сплошное удовольствие. Во всём.(Есть и иные натуральные материалы, из которых изготавливается бумага для декупажа).

Есть заготовки для декупажа. И есть хозяйственные магазины, где продают необработанные деревянные изделия (разделочные доски, хлебницы, ложки, лопатки, солонки, скамейки, детские стульчики, полки и проч.), которые можно декупажить. Обходятся они дешевле, чем специальные заготовки.

Лак для кракелюра - не дорогой (есть российские).

ПОДСТАВКА ДЛЯ НОЖЕЙ.

Побежала по квартире, чтобы найти чего-нибудь, что можно переделать. Нашла подставку для ножей, лак с которой давно облез.

И всё повторила: сняла лак и грязь крупной наждачной бумагой - загрунтовала - нанесла слой тёмной краски - покрыла лаком для кракелюра - прошлась по граням парафиновой свечкой - осторожно плоской кистью нанесла светлую краску мазками сверху вниз - мелкой наждачной бумагой осторожно потёрла грани (лёгким движением в одном направлении), которые очень легко облезли - наклеила мотивы с цветочками и пищевыми продуктами - подкрасила края картинки с бутылкой - нанесла 2 слоя лака.

Впервые применила подмалёвку, то есть просто-напросто кистью и поролоном закрасила края бумажки с бутылкой (она была меньше, чем нужно). И опять удивилась: даже если цвет не один в один с картинкой, всё равно получается хорошо. Такие натуральные тени или разводы.

Знаю и вижу, что получилось в стиле "поморгает мне глазами и не скажет ничего", "Юра, Юра, я такая дура" и «соловей России - славный птах". Знаю и вижу. Но всё равно нравится.

Этим и хорош декупаж - процесс приводит к радости и умилению вне прямой зависимости от результата.

Опыт:

Узнала, что есть шпатлёвка по дереву; купила маленькую коробочку в строительном магазине и после очистки поверхности наждаком заделала рельефный логотип. И вообще, в строительно-хозяйственном магазине стала "своей". Продавец уже заигрывает: "Девушка, зачем вам наждачная бумага?" А я его интеллектом: "Как нет пятисотки? Ну, давайте шестисотку. А у вас листами или метражом?"

Для подмалёвки купила набор кистей: обыкновенных детских круглых и дешёвых. В этом случае неважно - синтетические или натуральные.

МИСКА деревянная.

Люблю её, трогаю и тискаю. Она получилась гладенькая-гладенькая, потому что я её покрывала лаком и шкурила, покрывала лаком и шкурила...

На тёплой внутренней стороне использовала рисовую бумагу, а на внешней холодной - салфетки. Это - замысел. Поняла прямо во рту это слово - "за-мысел". То есть мысль ещё не родилась, а предвкушение, образ - уже есть.

И здесь я, наконец, избавилась от страха перед салфетками. Как бы вы их ни приклеивали, как бы ни изощрялись, они всё равно получатся с морщинками. А надо, оказывается, сделать так: дать высохнуть, покрыть нескольким слоями лака и зашкурить мелкой наждачной бумагой. Всю эту операцию нужно повторить несколько раз.

Эту миску я делала несколько дней, давая высохнуть лаку. Шкурила и покрывала лаком раз шесть.

Храню в ней конфетки...

ПОДНОСЫ.

Ну куда же без подносов!

Один поднос был просто белый и никакой, два другие - старые и облезлые из прессованной соломки.

На эти подносы вывалила всё, что умела. Можно сомневаться в мастерстве и вкусе (сама сомневаюсь), но завтракать стало веселее.

Впервые попробовала иной кракелюр - двухшаговый. Звучит сложнее, а делается проще: наносится первый лак из набора, потом второй лак из набора (так и продаются). Появятся трещинки, и их нужно "проявить", то есть что-нибудь втереть внутрь трещинок. Это что-нибудь: пурпурин (мелкий-мелкий порошок разных цветов), масляные краски, битум (это такая тёмная маслянистая дрянь в пузырьках или канистрах), тени для век, накрошенный грифель карандаша, крем для обуви и т. д. Сначала нужно втирать пальцами, кистями или ватными палочками, а потом - просто смахнуть лишнее и протереть.

Я купила золотой пурпурин и втирала в подносы с остервенением. Поэтому они все в золоте и порой, кажется, входят в противоречие с русской природой. А в светлые места втирала тёмные тени для век.

Бабочки из салфеток.

Трещинки на красном - пурпурин, на светлом - тени для век.

Мотив из салфетки по периметру.

Поднос спустя два года. Как видно, служит.

Края подноса обтянуты мягкой пластмассой, похожей на резину; вот с неё немного краска облезла. А так - нормально.

Опыт таков:

Если деревянную поверхность не грунтовать, а сразу красить акриловыми красками, по проглядывает дерево, и это очень мило.

Двухшаговый кракелюр лучше покупать в наборах (особенно это важно для тех, кто не разбирается в химии и не хочет мучаться с подбором лаков).

Проявление трещинок - особая тема в декупаже. Например, после битума и масляных красок нельзя использовать обыкновенный акриловый лак. Если интересно накопление знаний в сфере великой науки химии - можно развиваться в этом направлении. Мне - неинтересно. Поэтому проявляю либо пурпурином, либо тенями, либо грифелем, либо тонированным кремом для обуви.

Подносы, покрытые акриловым лаком, функциональны. Просто не надо их мыть под струёй воды. А если и помыть, - то быстренько вытереть.

ШКАТУЛКА С АНГЕЛАМИ.

Впервые попробовала поталь. Мимо моего уха пролетали слова "поталь", "мордан", и я благоговела. Оказывается, ничего особенного. Поталь купила в листочках; оказалось, что это - тоненькая фольга. А мордан оказался жиденьким клеем.
Сначала надо нанести мордан, дать подсохнуть, но не высохнуть (на этикетке написано, сколько ждать). Потом взять поталь... Легко сказать - взять. Попробуйте взять! Она тоненькая, да ещё электризуется, да к тому же - загибается от малейшего дуновения. Можно использовать пинцет. Для оптимизации процесса можно подготовить какую-нибудь мелкую коробочку-крышечку, в которую складывать кусочки потали. Закрыть все окна и не дышать на неё! А потом прикладывать поталь кусочками к нужному месту, покрытому лаком. Опытные мастера советуют использовать специальные кисти (забыла, как называются): круглые у основания и ровно срезанные у ворсинок. Ими "набивают" поталь, то есть просто аккуратно и нежно тыкают. Но у меня была небольшая поверхность, и я обошлась плоскими кистями. Ими и набивала поталь перпендикулярно поверхности. Не надо обращать внимания на то, что поталь сминается и рвется; приклеивать её "заплатками" - это нормально. Потом дать высохнуть, следуя инструкции клея. А потом мягкой кистью и мягкими движениями смахнуть лишнюю поталь. Она останется лишь там, где был клей. Не знаю почему, но - весело!..

Приклеенную поталь затем потёрла наждочной бумагой, чтобы золото казалось старым. Как смогла, так и потёрла. Если критериями оценки работы служат Вечность, Искусство и профессионализм реставраторов, то мой опыт приклеивания потали - ужасен. А если не взлетать в высоты, а оценивать с точки зрения утилитаризма и собственного удовольствия, то я - молодец, и получилось красиво.

Особенно понравилось, как блёстки потали ещё долго летали по всей квартире и прилипали ко всему и ко всем!

На этот раз получился викторианский стиль. Это стиль уже не французской, а английской деревенщины. Его особенность - тёмные тона, избыток позолоты и миловидные картинки с претензией.

Внутри.

Уяснила, что некоторые деревянные заготовки некачественно сделаны. Здесь: из швов торчал клей (в некоторых местах - целыми каплями) и наждаку не поддавался. После прохождения морилкой этот клей окрашивался в какой-то красный цвет. Пришлось изгаляться и все углы проходить близкой по цвету краской.

Опыт таков:

В наклеивании потали нет ничего сложного.Просто нужно соблюдать инструкцию производителя клея-мордана.

Дешёвая морилка для дерева из хозяйственного магазина очень хороша.А сколько цветов! А ещё её можно смешивать.

Большие заготовки из магазинов для декупажа не стоят тех денег, за которые их продают. Обиделась навсегда.

ШКАТУЛКА С "ВЕСНОЙ".

При изготовлении этой вещи поняла, что декупажем ничего испортить невозможно. Всегда можно переделать. Просто не надо психовать.

Основой задумки был материал - рисовая карта. Работать с ней - приятно до мления. По размеру подходила "Весна" Боттичелли.

Если разобраться в символике, то это - гимн вынужденной дефлорации и всяческому насилию над телом и душой женщины, с которым она должна смириться и научиться получать удовольствие. Другими словами, здесь попытка соединить в одной женщине и голенькую незакомплексованную языческую нимфу, и тихонькую высокоморальную Деву Марию (мировоззрение Возрождения! мы - христиане, но очень любим греко-римское телесное язычество!). А как милы наивные мужские намёки: девочка, твой век короток, торопись!.. Справа - ещё весна, а слева - уже осень. Повесить её (картину), по затее заказчика, нужно было над ложем готовящегося к свадьбе младшего брата. Напутствие, так сказать.

Сначала очень хотелось сделать боковинки так: положить нижний слой краски с переходами от одного цвета к другому, потом кракелюрный лак, потом светлую краску опять же с плавными переходами. И ничего не получилось. Вышли полосочки, как у матраса.

Поплакала-поплакала и переделала. Наклеила сверху салфетку с травками и завитушками, поталь кусками-кляксами, потёрла наждаком в разных местах и с разной интенсивностью, и всё получилось: состаренные, замызганные, неровные поверхности якобы бывшей в употреблении вещи! Этого и хотелось.
(А если охватило непреодолимое отчаяние, то можно взять наждачную бумагу и содрать всё к чёртовой матери. Поверхность для работы только ровнее станет).

На донышке полоски оставила.

КОРОБКИ ДЛЯ КАРАНДАШЕЙ И ПИСЬМЕННЫХ МЕЛОЧЕЙ.

И всё-таки большее удовольствие получаешь от украшения бросовых вещей. Поражает альтернатива: помойка или красота. И при этом чувствуешь свою пользу как человека и как женщины.

Не потому ли захватил декупаж просторы нашей Родины, что попал на благодатную почву советской традиции: мочалки из колготок, рыбки из трубочек для капельниц, корзинки из разноцветной проволоки, кофточки из распущенной нити хлопчатобумажного транспортёра?

А получился "мужской набор" на письменный стол.

Опять использовала рисовую бумагу, салфетки, акриловые краски и одношаговый кракелюр. И всё.

Такие маленькие ёмкости очень трудно покрывать краской изнутри: и так попробуешь, и так, и кистями, и спонжами...

Опыт таков:

Пластмассу нужно потереть наждаком, а потом наносить грунтовку. Лучше - в несколько приёмов.И всё получится.

Плотный картон тоже можно декупажить, но грунтовку надо наносить тонкими слоями и давать высохнуть. А то картон размокнет.

КАРТОНКА.

А иногда просто не бывает выхода. Только декупажить!

Например, такая история. Я купила немецкий стол для швейной машинки страшно сказать за какие деньги. А отсек для аксессуаров был закрыт картонкой из прессованной стружки. В их германские мозги не залезешь и не поймёшь, зачем нужно было использовать элемент из вторсырья такого ужасающего вида. Наверное, природу сберегают и демонстрируют, как сберегают.

Теперь раскладываю стол, сажусь шить и говорю: "Здравствуйте, девушки!"

Салфетки рвала и наносила элементами.

Девушки поверх салфеток.

Акриловая краска по контуру фигур.


ЭТАЖЕРКА С КОМИКСАМИ.

Эта штука принесла мне радость. Была совсем уж убитая этажерка, на которую летом ставили цветы, а зимой отдавали на волю ветрам и морозам. Да и сделана она была с той же тщательностью, что и деревянная тара для овощей.

А идея родилась из-за усталости от цветочков и мимимишных сюжетов декупажных карт.

Комиксы!!! Бумага тонкая, легко клеится. После намокания в воде не рвётся, а растягивается так же, как и декупажная карта. Нарезать, вырывать и наклеивать можно как угодно. Истончения бумага не требует, поскольку это - комиксы, и нет нужды скрывать, что это - комиксы. (Я знаю, что высший пилотаж в декупаже - это когда нет поводов заметить приклеенную бумагу).

Единственное, что пугает: после намокания просвечивается обратная сторона. Но когда картинка высохнет, никаких следов оборотного рисунка не останется. Легко ремонтировать: если ободрался элемент, то нужно просто вырезать и наклеить иной элемент коллажа, а потом покрыть лаком.

Для веселья и некоей "идеи" три полки старалась оформить в разных цветах: верхняя - преимущественно коричневая, средняя - синяя, нижняя - красная. Элементы 1) вырезала, 2) вырывала, 3) вырезала ножницами заг-заг.

А ещё старила перегородки и ножки: после покраски проходила наждачной бумагой и по граням, и по плоскостям.

После моего ремонта этот эксклюзив больше не выносили на балкон...

Опыт:

Не надо привязываться к специальным материалам для декупажа; идеи и материалы - повсюду; это - журналы, газеты, марки, открытки, порванные книжки, упаковка, фантики, обои, нотные листы, конверты, фотографии и т. д. Те,кто декупажит много и изощрённо, печатают картинки из интернета на принтере.

Но в этом случае нужно истончение бумаги. Первый способ - мокрый: покрыть нужное изображение несколькими слоями акрилового лака, дать высохнуть, а с обратной стороны намочить бумагу и аккуратно скатывать ненужные слои. Сухой способ: опять же закрепить нужное изображение несколькими слоями лака, а с обратной стороны приклеить скотч и аккуратно содрать его вместе со слоями бумаги, и так несколько раз.

Эти ухищрения требуют навыка, зато после этого пресловутого истончения понимаешь, что не нужно орать на детей, если у них выходят кривые палочки и кружочки.

Нужно посещать не только художественные салоны и специальные магазины для декупажа, но и обыкновенные строительно-ремонтные. Там можно купить: белую акриловую краску, акриловый грунт, акриловый лак, плоские кисти для больших поверхностей, наждачную бумагу, пузырьки с "колорами"(их нужно добавлять в белую краску для получения нужного оттенка), краску и лак в спреях, лак для кракелюра. А цена! Целое ведёрко лака (я пробовала и российский, и финский) стоит столько же, сколько пузырёк в худ. салоне.

Если вещь большая и грязная, то подготавливать её для декупажа лучше на балконе (на террасе, на полянке). Очень много летающей пыли от наждачной бумаги!

ПОЛКИ ДЛЯ ВАННОЙ.

Это первый раз, когда я сделала действительно полезную вещь. Нужны были полочки для ванной, но стекло применять не хотелось.

А декупаж!

Сразу появилась готовность к подвигу: смело взяла электролобзик и вырезала из ламинатной доски полочки нужной формы. Потом сама их выровняла и зашкурила, а затем и украсила.

Я уже давно дружила с салфетками и даже научилась переносить их целиком, а не фрагментами.

Служат полки уже год, и ничего с ними от воды и пара не происходит.

Вид снизу.

Вид сверху.

Опыт таков:

Русские женщины из интернета - гении! (Про иных - не знаю, я читаю по-русски). Они уже придумали способы перенесения целых салфеток. Есть "файловый метод", метод с использованием веерной кисти, есть "сухой метод".

Метод веерной кисти - для мазохистов. А "файловый" и "сухой" - остроумные и беспроигрышные.

Салфетки на полочки были перенесены с помощью файла - обыкновенного пластикового файлика для бумаг. Салфетку нужно поместить лицевой стороной на файлик. А затем подставить её под тонкую струйку холодной воды. Медленно и аккуратно крутить файлик, выравнивая мокрую салфетку и выгоняя пузырьки. Затем салфеткой вниз расположить файлик на декорируемой поверхности. И, не снимая файлик, пальцами разгладить изображение. Начинать от центра. Пластик убережёт салфетку от деформаций. Чудо, выравнивание идеальное! А потом, не торопясь, стащить файлик, двигая его в горизонтали, как переводную картинку. И в самом конце - покрыть уже прилипшую мокрую салфетку клеем для декупажа или специальным клеем-лаком для салфеток.

А края салфеток? Дать высохнуть и "срезать" мелкой наждачной бумагой. Край получается ровный, как после скальпеля.

С первого раза перенесение целой салфетки может не получиться, зато потом - как на конвейере.

Каждая женщина считает себя творческой натурой, а потому занимается самыми разными видами рукоделия. В наше стремительное время все стараются объять необъятное и успеть сразу все и везде. Это касается не только профессиональной деятельности, но и хобби, так что многие живут как в детском стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото… Но мне еще и петь охота!» Так что неплохо было бы найти рукоделие, которое включает в себя сразу несколько направлений… Например, и аппликацию, и живопись, и обклеивание, и реставрирование, и наоборот – состаривание и декорирование поверхностей и еще много чего. А знаете… есть такая технология! И называется она – декупаж.

И декупаж сегодня набирает всё большую популярность. А потому, если вы тоже творческая натура и мечтаете научиться чему-то новому, стоит знать, какие материалы нужны для этой техники декорирования предметов и как правильно выполняется работа.

Итак, декупаж в переводе с французского означает «вырезать» . Искусство декупажа заключается в том, чтобы при помощи вырезанных картинок придать вещам индивидуальность и неповторимость, путём приклеивания их к поверхности и покрытия сверху лаком.

В декупаже используется множество материалов:

  • салфетки;
  • декупажные карты;
  • рисовая бумага.

Но именно салфетки становятся основой знакомства с этой техникой декорирования предметов . А ещё именно из-за использования салфеток декупаж именуется «салфеточная техника» . Но салфетки тоже следует правильно подобрать. Оптимально будет приобрести такие модели, фон которых однотонный. Так рисунки на них будут более чёткими, а края лучше просматриваемыми. Если же вам понравились салфетки с полосками или каким-либо другим узором, то их будет уместно использовать для украшения боков изделий или их внутренних поверхностей. А салфетки с изображением коллажей или фотографий можно наклеивать целиком - они будут смотреться более гармонично. Еще можно делать де купаж ажурными салфетками — это гарантирует появление на изделии белых кружевных узоров.

Сегодня мастерицы применяют три способа наклеивания салфеток:

При работе с салфетками нанесение нескольких слоёв лака не требуется. Она очень тонкая, а потому вполне будет достаточно нанести пару слоёв. Чтобы рисунок не поблёк после покрытия лаком, его следует наносить на светлую поверхность.

Галерея: декупаж из салфеток (25 фото)

















Мастер-класс по выполнению декупажа

В Россию декупаж пришёл из Китая. Именно там была изобретена тонкая рисовая бумага с интересными рисунками. А сегодня, когда изделия ручной работы снова вошли в моду, своими руками можно сделать по-настоящему неповторимый и уникальный предмет декора , который внесёт в общий интерьер дома свою особенную изюминку. При помощи декупажа оформляют сумки, этажерки и даже лестницы в доме.

Если вы новичок в этом деле, то следует строго следовать советам опытных мастеров и все получится. Итак, мастер-класс по созданию вещи в технике декупаж заключается в выполнении следующих этапов:

  1. На первом шаге новичок может столкнуться с серьёзным выбором - что же декупировать? Не стоит бездумно браться за первый попавшийся вариант. Конечно, можно выбрать несколько мелких вещей и отточить своё мастерство на них. Но все же если вы решили сделать подарок родственникам, нужно к выбору подойти более ответственно. Сначала нужно выбрать картинки, объект декора и все необходимые инструменты для работы.
  2. Стоит остановить свой выбор на картинках салфеток. Но если решите взять бумажную картинку, то её нужно будет замочить в воде, чтобы она как следует размокла. Фотографию также нужно будет положить в воду и удалить нижнюю бумажную часть.
  3. На следующем этапе нужно обработать декорируемую поверхность. Дерево следует тщательно зашкурить очень мелкой шкуркой и после этого загрунтовать. Стеклянную или пластиковую поверхность нужно будет предварительно обезжирить при помощи ацетона или растворителя.
  4. Теперь нужно вырезать узор или оторвать нужный кусок салфетки с понравившимся рисунком.
  5. Нанесите на поверхность клей ПВА и аккуратно приложите вырезанный элемент. После этого его следует тщательно разровнять при помощи плоской кисти от центра к краям. Все складки и пузырьки должны быть аккуратно разглажены при помощи кисти.
  6. Теперь нужно оставить предмет до полного высыхания и покрыть сверху акриловыми красками. С их же помощью можно дорисовать интересные элементы. Когда краска высохнет, нужно покрыть предмет лаком. Если вы хотите получить эффект старины, то следует поверх обычного лака нанести специальное средство с эффектом кракелюра. А поверх него снова нанести слой обычного мебельного лака.
  7. Но стоит помнить, что некоторым предметам может потребоваться дополнительная обработка. К примеру, это делается для тканевой основы.

Помните, у каждой декорируемой поверхности имеются свои особенности . Так картон, при покрытии лаком, может существенно деформироваться. Поэтому его следует предварительно загрунтовать специальным составом грунтовки.

Какие инструменты могут потребоваться для декупажа

Техника декупажа из салфеток помогает полностью изменить старые предметы мебели или новые, которым так не хватало изюминки и индивидуальности. Именно так и преображается большинство этажерок, телефонов, фоторамок и других предметов интерьера. Большинство рукодельниц в своём творчестве применяют самые разные материалы и красители.

Но для основной работы рукодельнице потребуется:

  • различные картинки для украшения предметов;
  • клей для декупажа;
  • акриловые краски;
  • рисовая бумага для отделки больших поверхностей.

Если рисунок расположен на очень плотной бумаге, то стоит её перед работой поместить в воду, так он станет более мягким и податливым. Теперь вы знаете как сделать декупаж своими руками. Теперь остаётся определить на чём можно выполнять эти работы .

Как правильно делать декупаж: выбираем предметы

Есть просто идеальные поверхности для выполнения декупажа, а есть такие, которые предварительно нужно обязательно обработать особенным образом. К примеру, картину или альбом легко можно изменить без особой подготовки основы. Но есть такие рукодельницы, которые очень любят экспериментировать на таких предметах, как диски, пластмассовые ёмкости и зеркала.

Но мало кто знает, что использовать для декупажа можно совершенно любые материалы . Только стоит помнить, что деревянная поверхность должна быть идеально гладкой. Если на ней имеются трещины и сколы, то её предварительно придётся тщательно обработать наждачной бумагой. Как это сделать правильно, можно узнать из отдельного мастер-класса, для большей наглядности можно найти и посмотреть обучающее видео.

Мелкие вещи украшать проще всего . Особенно красиво смотрится декупаж салфетницы или шкатулки, выполненный своими руками. Для этого прекрасно подойдёт метод оклеивания файл. И конечно же, вам не обойтись без клея ПВА и огромной фантазии. Но все получится обязательно.

Можно ли оформить в этой технике большие предметы?

Зная как клеить салфетки для декупажа, можно легко изменить любой предмет в доме. И чем он больше, тем более оригинально будет смотреться. Так, если в вашем доме старая чугунная ванна стала приходить в негодность, но выбрасывать её жаль, можно переделать и украсить её под себя.

Техника декупаж позволяет, используя простые материалы, создавать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Заниматься этим видом рукоделия, конкурирующего с художественной росписью, может человек, неимеющий не только художественного образования, а даже навыков рисования.

В основе техники декупаж (в переводе с французского языка — вырезать) лежит художественное украшение предметов интерьера:

  • Мебели;
  • Посуды;
  • Текстиля;
  • Канцелярских принадлежностей;
  • Хозяйственной утвари

при помощи вырезанного изображения. Источником картинок служат изготовленные по особой технологии декупажные салфетки.

Правила, особенности работы, необходимые материалы для декупажа

Декупаж — аппликация для взрослых. Для того, чтобы получился превосходный результат необходимо желание, немного свободного времени и материал для творчества:

  • Специальные салфетки;
  • Ножницы для вырезания;
  • Клей ПВА или специальный клеевой состав;
  • Лак;
  • Наждачная бумага;
  • Спирт;
  • Кисточки.

И, конечно, объект для декорирования.

Салфетки для декупажа: что это такое

Салфетки для декупажа — самый популярный вид материала для этого вида рукоделия, основа технологии, поэтому очень важно знать, что собой представляет этот материал, каким он бывает и как его правильно выбрать.

Салфетки для декупажа, отличаются от сервировочных не только яркими и необычными рисунками, но своей фактурой и материалом. Сразу хочется предупредить, что некоторые столовые салфетки не подойдут для декупажа, так как одни из них: бумажные низкого качества — слишком тонкие; а другие: целлюлозные премиум класса — слишком толстые.

Итак, специальные салфетки для купажа, выделяющиеся необычной картинкой или орнаментом, иногда даже целой композиционной группой бывают разными в зависимости от параметров:

  1. Количество слоев. Салфетки бывают от однослойных до четырехслойных (не зависимо от количества слоев, используем только верхний слой);
  2. Размер. Выпускаются различные размеры салфеток:
  • В форме квадрата: 21х21 см, 25х25 см, 33х33 см, 40х40 см;
  • Прямоугольные: 33х42 см;
  • Круглые, стандартный диаметр которых 32 см.

  1. Расположение изображения:
  • Четыре одинаковых мотива;
  • Четыре мотива, одинаковых попарно;
  • Четыре различных мотива;
  • Два мотива;
  • Одно изображение, занимающее всю площадь салфетки.

Дизайнерские салфетки — небольшие тиражи, выполненные в определенном стиле.

При выборе для работы салфеток, необходимо обратить внимание на их свойства:

  1. Верхний слой очень тонкий, работа с ним требует напряжения, но именно тонкость и прозрачность обеспечивает прекрасную сливаемость изображения с декорируемой поверхностью;
  2. Бумага, из которой изготовлены салфетки способна растягиваться и образовывать складки. Поэтому прежде чем наклеивать ее на объект, ее приходится обрабатывать;
  3. Салфетка при нанесении сливается с фоном. Этот фактор необходимо учитывать, при выборе цвета на котором размещается изображение.

Плюсы салфеток для декупажа:

  • Большой ассортиментный ряд: цветовой, тематический, стилевой позволяет выбрать материал для любого вида работы;
  • Маленький поперечный размер слоя, иначе толщина, облегчает процесс вживления рисунка;
  • Доступность — приобрести салфетки можно даже в супермаркете;
  • Экономичность — цена на салфетки, особенно для начинающих, невелика.

Минусы:

  • Определенный размер ограничивает работу, например, с большими объектами;
  • Посторонний фон, который мешает гармоничному сочетанию с фоном предмета декора.

В сравнении с другими материалами для декупажа, салфетка, учитывая ее преимущества, является самым практичным.

Клей

Качество клеевого материала имеет важное значение в процессе работы в технике декупаж. Именно клей позволит надолго сохранить вещь, созданную своими руками.

Клей для декупажа должен обладать определенными качествами:

  • Однородной кремовой консистенцией;
  • Средней скоростью высыхания;
  • Прозрачным финишем;
  • Нейтральным запахом;
  • Надежной упаковкой;
  • Наличием специального устройства для нанесения.

В зависимости от разных факторов: качества, долговечности, способе декорирования можно выбрать для творчества разный клей:

  1. Специальный клей для декупажа расширяет возможности, его можно применять:
  • Не только для отделки дерева, керамики, камня, картона, стекла, но и ткани, свечей;
  • Для декоративной цели, и украшенную таким клеем посуду, например, можно использовать по прямому назначению;
  • Не только для закрепления, но и для придания глянца и блеска;
  • Для работы с сусальным золотом или поталью;
  • Для наружных работ, создании элементов декора на бетоне, металле и дереве.

  1. Клей ПВА. Для того, чтобы это клеевое средство было пригодным для работы в декупажной технике, необходимо соблюсти несколько условий:
  • Применять клей ПВА предназначенный для строительных работ;
  • Перед применением клей развести с водой в пропорции 2:1.
  1. Клей приготовленный в домашних условиях из продуктов:
  • Крахмала, воды и сахара;
  • Яичных белков и сахарного песка.

Вариантов клея для творчества много, на начальном этапе можно обойтись средством попроще, с опытом можно позволить себе приобрести качественное дорогостоящее средство.

Рисунок

Для того, чтобы работа, сделанная в технике декупаж, выглядела гармонично и качественно, очень важно подобрать правильный рисунок и продумать варианты его оформления. Для этого необходимо учитывать важные нюансы:

  • Размер рисунка. Необходимо соотносить величину изображения с размером декорируемого предмета;
  • Цветовое решение. Верное сочетание цвета рисунка и фона салфетки и заготовки облегчит процесс работу и улучшит результат;
  • Стиль. Для создания стройного художественного образа важно подобрать салфетки определенного стиля: ретро, фэнтези, гламур, кантри, хай-тек. Конечно, их можно удачно сочетать, но делать это надо со вкусом;
  • Фон. Цвет полотна заготовки должен выгодно подчеркивать нанесенное изображение, а не отвлекать от рисунка внимание.

Учитывая все моменты, решение использовать конкретный рисунок принимает сам мастер. Ведь авторская работа хороша именно своим особенным почерком, индивидуальным подходом.

Нанесение на поверхность

Декупаж — творчество, а в творчестве очень важно такое понятие как композиция. При украшении заготовки в технике декупаж необходимо учитывать гармоничное расположение фрагментов салфетки по отношению друг к другу и к форме самой заготовки. Композиционная основа декупажа:

  • Определение центра, который несет основную творческую и смысловую нагрузку;
  • Симметричное или ассиметричное расположение рисунка, в зависимости от идеи;
  • Гармоничное существование всех элементов работы: формы предмета-стилевого решения-рисунка-цвета фона-оформления.

Во главе угла стоить идея, ее воплощением является главный декор — мотив салфетки, все остальные детали служат лишь для его оформления.

Способы приклеивания салфетки

В процессе наклеивания салфетки необходимо соблюдать важное правило: используется для декорирования верхних слой, который с легкостью и нежностью отделяется от целой салфетки. Это правило необходимо соблюдать при всех возможных способах и техниках присоединения к предмету картинки с салфетки.

С помощью файла

«Метод файлика» прост и универсален. Он дает возможность перенести фрагмент салфетки на абсолютно любую поверхность: плоскую, округлую, на смежные грани.

Для использования этого способа необходимо приготовить:

  • Пластиковый файл для хранения документов;
  • Воду;
  • Клей ПВА;
  • Лак.

Алгоритм действий следующий:

  • В центр файла наливаем воду;
  • В воде, лицевой стороной вниз, располагаем необходимый фрагмент салфетки;
  • Рисунок расправляем и сливаем воду;
  • Файл с прилипшим рисунком прикладываем к объекту для украшения;
  • Рисунок фиксируем;
  • Пленку постепенно приподнимаем и удаляем;
  • Влажный фрагмент салфетки закрепляем клеем ПВА;
  • После того, как рисунок высохнет, наносит слой лака.

С помощью утюга

Этот способ можно применить при украшении ровной поверхности. Шаги для техники утюг/клей:

  1. На поверхность наносим грунтовку;
  2. Поверх грунтовки кисточкой промазываем всю площадь клеем ПВА или клеем-карандашом;
  3. С помощью фена тщательно высушиваем предмет;
  4. На сухую ровную плоскость раскладываем и выравниваем салфетку;
  5. Используем пергаментную бумагу для выпечки: через нее проглаживаем салфетку нагретым утюгом;
  6. Двигаемся утюгом от края к центру;
  7. Закрепленную композицию промазываем клеем ПВА.

Это самый легкий способ позволит новичку сделать первые несложные работы в техники декупажа.

С помощью кисти в виде веера

Этот способ поможет аккуратным рукодельницам украсить вогнутые или выпуклые предметы:

  • Салфетку приложить к поверхности предмета;
  • На нее налить воду;
  • Кисточкой в виде веера осторожно разглаживаем рисунок водой;
  • В процессе разглаживаем образующиеся складки;
  • В заключении промазываем клеем ПВА.

Все три способа приклеивания салфетки по-своему эффективны. В зависимости от сложности работы, от размера декора и предмета, который вы намерены преобразить — можно выбрать один из предложенных.

Техника декупажа: оформление деревянной и металлической поверхности, стекла и керамики, пластика.

Мы уже говорили, что салфеткой можно украсить практически любую поверхность. Но существуют особенности работы с каждым материалом.

  1. Декупаж на деревянной поверхности. Прежде чем нанести рисунок на дерево, его необходимо подготовить:
  • Зашкурить и зашпаклевать, если это требуется;
  • Наложить грунтовку;
  • Покрасить.

И уже на высохшую заготовку наклеивать выбранный мотив и финишировать все покрытием лака. Данная техника подходит и при работе с маленькими заготовками, и при декорировании мебели.

  1. Декупаж пластика. Для того, чтобы превратить безликую пластиковую вещь в уникальную, прежде всего необходимо подготовить ее поверхность:
  • Обезжирить при помощи спиртового раствора;
  • Зачистить наждачной бумагой;
  • Нанести слой гипсовой грунтовки;
  • Повторно пройтись наждачной бумагой;
  • Покрасить акриловой краской светлых оттенков.

После всех манипуляций наклеиваем выбранный рисунок (при работе с пластиком, клея не жалеем). После полного высыхания работу необходимо покрыть несколькими тонкими слоями лака.

  1. Декупаж на стекле. Со стеклом работать сложнее всего, но в результате кропотливого труда получаются интересные предметы, способные радовать окружающих. Прежде чем проявить творческое начало и украсить стекло ярким мотивом и закрепить его лаком, необходимо подготовить изделие:
  • Обезжирить спиртом и просушить;
  • Выделить место для декора;
  • Затонировать поверхность грунтовкой или краской (место, где будет располагаться рисунок не трогать).
  1. Декупаж керамики или фарфора. Технология работы с керамикой такая же как со стеклом, единственное отличие — необходимость обработки гладкой поверхности наждачной бумагой.

  1. Декупаж металлических предметов. Ведерки, бидончики и старые кастрюльки получат новую жизнь, благодаря аппликациям. Но предварительно, перед таинством творчества, металл нужно обработать:
  • Поверхность зашкурить;
  • Обработать антикоррозийным средством;
  • Прогрунтовать;
  • Покрасить строительной акриловой краской или автомобильной краской в баллонах.

И, как обычно, в декупаже — нанести салфеточный мотив и покрыть лаком.

Обладая этими знаниями, работа с различными поверхностями принесет удовольствие и сохранится в неизменном виде долгие годы.

Декупаж один из старинных видов творчества, который благодаря своей простоте исполнения и невероятным результатам, стал одним из самым востребованных. Для занятия этим видом рукоделия нет ограничений. Каждый может почувствовать себя художником и мастером одновременно, взяв в руки предмет декора, бумажную салфетку и чуточку терпения.

Фотогалерея

Видео

Осваивая новое хобби, не стоит выбирать сложные и трудоемкие поделки, требующие опыта и много времени.

Предлагаем вам простой мастер-класс – декупаж салфетницы из деревянной заготовки для новичков. Здесь использована самая доступная прямая декупажная техника с применением карты или салфеток. Благодаря небольшим размерам изделия и простоте работы, уже за один вечер вы получите готовый результат, мотивирующий на новые подвиги!

Какие материалы нужно подготовить

Как и в любом другом мастер-классе, начините творчество с подготовки материалов и инструментов. Вам понадобятся:

  • заготовка салфетницы из фанеры (продается в хобби-магазинах);
  • акриловый грунт;
  • краска акриловая белая и других цветов (по желанию);
  • декупажная карта или салфетки (в этом мастер-классе использована декупажная карта);
  • спонжи поролоновые или обычные поролоновые губки для посуды;
  • клей ПВА;
  • наждачная бумага – чем мельче, тем лучше. Здесь – 180;
  • кисти синтетические: 1 широкая (1,5-2 см) и несколько маленьких;
  • емкость для воды;
  • фен, если не любите ждать высыхания материалов.

Пошаговый мастер-класс по декупажу для новичков

Наждачной бумагой хорошенько зашкурьте заготовку из фанеры. Несмотря на то, что она кажется гладкой, без зашкуривания при последующем грунтовании вылезет наружу масса неровностей.

После зашкуривания покройте акриловым грунтом все части изделия с обеих сторон. Для нанесения лучше использовать не покупные поролоновые спонжи, а нарезанные кусочками поролоновые кухонные губки – выходит намного дешевле.


Грунт наносите промакивающими движениями, ровным тонким слоем. Высыхает он за считаные минуты. Поролоном грунт наносится ровнее и быстрее, чем кистью и тратится его меньше. Это справедливо и для нанесения фоновой краски.


Вот такая загрунтованная салфетница для декупажа должна получится.

После высыхания грунта на лицевые (внешние) стороны всех деталей нанесите поролоновым спонжем белую акриловую краску. В итоге поверхность должна приобрести красивый ровный белый оттенок. Если необходимо, можно нанести краску в два слоя. После чего дайте ей хорошенько просохнуть (30-40 мин) или ускорьте этот процесс феном.

Пока сохнет краска, займитесь подготовкой мотивов для декупажа салфетницы. Разложите декупажную карту или салфетку перед собой. Прикиньте как будет располагаться мотив на изделии. Аккуратно вырвите нужные элементы рисунка. Не торопитесь! Вырывание мотива – самый кропотливый момент работы.

Необязательно готовить сразу все кусочки для узора. Подготовьте основные, а после наклеивания на салфетницу мотивов декупажа увидите, чего не хватает.

Если вы используете салфетки, то просто отделите верхний слой с рисунком от остальных слоев. Салфетки приклеивают сухими. А декупажная карта обычно имеет достаточно плотное основание, поэтому ее необходимо размочить в воде. Наберите воды в емкость и опустите туда вырванные мотивы на 2-4 мин.


По прошествии времени аккуратно достаньте из воды рисунок, дайте лишней влаге стечь и промокните тканью.

Приложите картинку к заготовке, определите для нее правильное место. Возьмите тонкую синтетическую кисть, наберите немного клея ПВА и начните промазывать поверх рисунка от центра к периферии, разглаживая все складочки. Сильно не трите, так как рисунок очень нежный и его легко порвать.

После того как клей высохнет и мотив зафиксируется, возьмите широкую синтетическую кисть и покройте узор одним слоем акрилового лака.

Пока сохнет лак, подготовьте краску, которой будете покрывать внутренние стороны изделия. Если смешать красный и зеленый, получится темно-коричневый, приближенный к цвету среза фанеры. Вы можете выбрать любой цвет.

Покройте спонжем выбранным цветом внутренние поверхности салфетницы.

Теперь кистью белой краской покройте в два слоя торцевые участки деталей, которые будут видны снаружи.

Все три детали со всех сторон покройте тремя слоями лака и дайте им хорошенько просохнуть. Соберите элементы салфетницы воедино. Вы можете проклеить их между собой суперклеем или оставить салфетницу с красивым декупажем разборной.

Вот такой роскошный аксессуар для кухни у вас получится! Используйте его по назначению или в качестве приятного подарка.

Если вы готовы двигаться дальше, то познакомьтесь с более сложными , подробные инструкции и советы опытных мастериц помогут быстро освоить это увлекательное хобби, позволяющее получать шедевры из ничего и дарить вторую жизнь старым вещам.

Мастер-класс по декупажу салфетницы своими руками подготовила Анна_Ко, специально для читательниц онлайн-журнала «Женские увлечения».