Правильный свет на кухне. Да будет свет: как с помощью освещения сделать кухню уютнее и функциональнее

Организация правильного освещения на маленькой кухне имеет свои важные нюансы. Какие светильники лучше всего подходят для маленькой кухни, а каких способов подсветки стоит избегать - читайте в этой статье.

Про освещение кухни на страницах нашего сайта мы рассказываем не в первый раз. В этой подробной статье я уже писала о том, . Но у маленьких кухонь есть свои особенности.

Самый распространенный вариант подсветки, который часто выбирают владельцы малогабаритных кухонь, — одна подвесная лампа с большим плафоном или абажуром. Популярная альтернатива - небольшая люстра с 2-3 рожками или плафонами.

Казалось бы, такой вариант вполне способен достаточно хорошо осветить небольшое пространство. Но в реальности такое освещение оказывается очень неудобным. Особенно если в рабочей зоне кухонного гарнитура нет локальной рабочей подсветки. Нередко такая лампа освещает только центр кухни, а самые важные зоны остаются в тени.

Даже на самой маленькой кухне обязательно стоит использовать несколько источников света. Главное делать это правильно.

Самый удачный вариант освещения малогабаритной кухни

По опыту своей работы с маленькими кухнями и проектам коллег-дизайнеров, я пришла к оптимальной, на мой взгляд, комбинации источников света:

    1. в рабочей зоне обязательно используйте рабочую подсветку под навесными шкафами (это могут быть накладные и врезные точечные либо удлиненные светильники).

    1. в качестве для маленькой кухни отлично подходят точечные светильники, потолочные софиты или компактные поворотные светильники-споты, закрепленные на шинной или рельсовой системе. Разместить такую подсветку можно вдоль линии кухонных шкафов или по периметру потолка на некотором отдалении от стены.

  1. в столовой зоне мне очень нравится использовать один подвесной светильник с красивым плафоном или 2-3 маленьких подвеса, которые составляют красивую композицию. Такое решение не только практично (столешница всегда будет хорошо освещена), но и эффектно с декоративной точки зрения. Красивый светильник над обеденным столом часто становится визуальным акцентом в дизайне кухни, изюминкой, которая создает настроение и собирает весь интерьер маленькой кухни в гармоничное завершенное целое.

Важные нюансы

Меняем угол

Для общего освещения маленькой кухни идеально подходят поворотные точечные и накладные светильники, у которых легко меняется угол наклона и направление света. Тогда вы сможете легко управлять подсветкой в зависимости от ситуации, освещая именно то место, где требуется больше света в данный момент, а в вашей кухне не останется темных углов.

Иногда на маленьких кухнях можно увидеть мебельные светильники на кронштейнах, которые крепятся к верхней части навесных шкафов и «нависают» над столешницей. Использовать их не стоит: они визуально загромождают и без того крошечное пространство, зрительно утяжеляют навесные шкафы и создают ощущение беспорядка.

Высота имеет значение

Частая проблема большинства маленьких кухонь - низкий потолок. У врезных и накладных светильников, несмотря на их удобство, есть один существенный минус: для их установки необходимо монтировать подвесной потолок из гипсокартона, который выравнивает поверхность и маскирует электропроводку.

Чтобы получился ровный красивый потолок с равномерно расположенными на нем накладными светильниками, придется пожертвовать минимум 4-5 сантиметрами высоты. Но такое решение часто бывает оправдано. В этом случае освещение кухни получится наиболее равномерным, а потолок с накладными светильниками зрительно выглядит значительно легче, чем с обычной люстрой.

Если же вы захотите использовать встраиваемые светильники, потолок придется опустить на 7-15 сантиметров в зависимости от модели.

Очень хороший вариант, который дизайнеры часто используют в своих проектах, — сделать гипсокартонный короб только в зоне кухонного гарнитура: так, чтобы он слегка выступал перед краем навесных шкафов. Такая конструкция не только позволит встроить точечные светильники вдоль кухонного фронта и обеспечит хорошее освещение рабочей зоны, но и надежно спрячет неприглядные коммуникации, вроде воздуховода вытяжки.

На маленькой кухне я бы не стала делать гипсокартонный короб по периметру. Такое решение считается удачным для низких потолков из-за имитации эффекта купола, благодаря чему потолок зрительно кажется выше. Но в маленьких помещениях такая конструкция будет смотреться довольно непривлекательно и визуально скрадывать пространство.

2 оригинальные идеи подсветки для маленькой кухни


Подсветка в нижней части напольных шкафов отлично подходит на роль ночного дежурного света. Важный нюанс - для простоты уборки светодиодную ленту стоит защитить специальным профилем.

Как выбрать люстру для маленькой кухни

Если подвесной потолок не вписывается в ваши планы и вы решили ограничиться одним светильником в центре кухни, при выборе люстры обратите внимание на следующие моменты.

  1. На маленькой кухне не место сложным светильникам с вычурным дизайном. Стоит отдать предпочтение лаконичным компактным моделям осветительных приборов. На небольшой кухне они гораздо лучше смотрятся: не привлекают к себе лишнего внимания, визуально не перегружают пространство и легко впишутся в любой интерьер.
  2. Люстра должна быть компактной, но не мелкой. Маленький светильник с мелкими деталями только подчеркнет и без того скромные размеры кухни. Самое важное - выдержать пропорции.
  3. Лучший выбор - люстры без подвеса, которые крепятся непосредственно к потолку. Чем ближе к потолочной поверхности прилегают плафоны, тем меньше скрадывается драгоценная высота. Но если вы решили сделать натяжной потолок, будьте осторожны при выборе светильника и лампочек для него. Обычные лампы накаливания могут сделать на нем желтые пятна.
  4. Сгладить неприятный эффект от низкого потолка поможет люстра, плафоны которой светят не вниз (зрительно это еще больше скрадывает дефицитную высоту), а вверх. Такой светильник визуально приподнимает потолок и создает на его поверхности интересную игру света и теней.
  5. Плоский потолочный светильник в виде «тарелки» или короба-прямоугольника плохо подходит для кухни. Свет от него получится слишком тусклым.

Для люстры или подвесного светильника с открытым плафоном стоит использовать матовые лампочки. На маленькой кухне они не будут слепить глаза и дадут мягкий, комфортный, рассеянный свет. Но если абажур или плафон украшен перфорацией, выбирайте прозрачную лампочку. Тогда тени на потолке и стенах станут более эффектными.

Выбираем споты, софиты и шинные светильники

Отличная альтернатива обычной люстре или одиночному подвесному светильнику на маленькой кухне - потолочные софиты или споты. При желании можно найти споты даже в классическом стиле (например, у Wunderlicht), не говоря уже о дизайне в современном или минималистичном стиле.

Решение вопроса об организации освещения кухни должно осуществляться еще на этапе продумывания ремонта и декорирования кухни . Для того, чтобы осуществить прокладку токоведущих кабелей, которые потом будут скрыты отделкой, надо достаточно точно представлять, где будут располагаться светильники, розетки, выключатели и прочее светотехническое оборудование. В противном случае, после проведения отделочных работ, запитать светильники без нанесения ощутимого ущерба ремонту будет весьма и весьма проблематично, а главное – значительно дороже. В целом же, на общую стоимость комплекса работ, связанных с освещением, приходится порядка 10-15% всего бюджета на ремонт кухни.

Освещение кухни: основные принципы

Правильное освещение кухни, даже небольшой по площади – это многоуровневое освещение. Один подвесной светильник, расположенный в центре потолка, проблему освещения не решает. Точнее говоря, решает её не полностью, создавая при этом дополнительные трудности – занимаясь готовкой, вы будете стоять к источнику света спиной, а, значит, рабочая зона окажется в тени. Кроме того, «центральный» светильник будет хорошо освещать именно центральную зону, которая, в большинстве своем, свободна, а многие важные зоны, особенно в углах, будут затемнены.

Поэтому освещение кухни – это подбор освещения для каждой функциональной зоны:

  • верхнее освещение – для освещения всего пространства кухни
  • освещение рабочей зоны
  • освещение обеденной зоны

Для качественного приготовления пищи в рабочей зоне потребуется интенсивное освещение с нейтральным спектром ламп , которое не будет искажать естественный вид пищи. В обеденной зоне освещенное блюдо должно выглядеть аппетитно и приятно. Для будничной, тихой трапезы подойдет осторожный, мягкий свет, а для праздничного приема – яркий и интенсивный.

Верхнее освещение

Главная задача, которая возлагается на верхнее освещение (иногда его еще принято называть базовым) – поддержание в кухне в вечернее время светлой атмосферы. Оптимальное верхнее освещение – это распределенный равномерно свет, мягко и обильно льющийся с потолка. Обычно базовое освещение создают, задействовав несколько потолочных светильников, которые обеспечат равномерное распределение светового потока по всему объему кухни.

Для кухни надо подбирать лампы, которые генерируют теплый или нейтрально-белый цвет. Не стоит использовать люминесцентные лампы – они несколько искажают цветопередачу, создают яркий, голубовато-безжизненный свет, который портит истинный цвет еды и подсознательно вызывает чувство тревоги. Кухню с невысокими потолками не стоит перегружать сложными светотехническими формами – достаточно ограничиться линейкой встраиваемых точечных или накладных светильников. Подойдут для базового освещения кухни и шинные системы, позволяющие корректировать световое поле благодаря поворотным системам светильников.

Подсветка рабочей зоны

Кухня по своему предназначению – функциональное помещение, поэтому для комфортной готовки еды необходимо обеспечить эффективное освещение рабочей зоны, прежде всего – столешницы и газовой плиты. При этом производители кухонных гарнитуров уже предусматривают возможность монтажа подсветки в нижней части кухонных навесных шкафчиков. Такие светильники (галогенные, светодиодные или люминесцентные) полностью справляются со своей задачей, обеспечивая направленное освещение столешницы, делая приготовление пищи удобной, комфортной и безопасной.

Впрочем, можно рассмотреть и альтернативные способы подсветки:

  • светодиодная лента в пластиковом или алюминиевом профиле. Такой выбор, кроме белого рабочего освещения, может обеспечить и привлекательное эстетическое освещение – эффектную разноцветную подсветку столешницы и кухонных шкафчиков, управлять которой можно переключателем или пультом ДУ
  • стеклянный фартук , в который встроенная светодиодная подсветка.

  • навесные шкафчики с подсвечивающейся изнутри стеклянной нижней панелью или открытые полки, изготовленные из закаленного стекла, светящиеся изнутри
  • мобильный вариант – лампы «на прищепках», которые можно закреплять в необходимом месте и переносить по мере надобности

Для освещения варочной поверхности (газовой плиты), как показывает опыт, вполне достаточно подсветки, которая встроена в кожух вытяжки .

Освещение обеденной зоны

Свет в обеденной зоне призван создавать особую атмосферу и настроение для трапезы. Выбор и размещение светильника во многом зависит от размещения стола. К примеру, если стол размещен возле стены, то его возможно осветить при помощи одного (двух) бра, установленных на высоте 1-1,2 м выше уровня столешницы. Оптимально, если такие бра имеют длинный складной кронштейн – это позволит точно скоординировать направление светового потока.

Для обеденного стола, стоящего обособленно, можно рассмотреть несколько вариантов:

  • самый простой – расположенный по центру столешницы большой подвесной светильник. Высота его расположения должна быть такой, чтобы световое пятно полностью покрывало столешницу. Оптимально, если длину подвеса можно регулировать – опустив пониже, можно придать камерности ужину в узком семейном кругу, а в верхней точке – освещения будет достаточно для званого ужина. Оптимальной выстой для светильника от столешницы считается 1,5 м. Светильник, расположенный в обеденной зоне, выполняет не только основную функцию, но и становится дизайнерским объектом. Основное требование к абажуру – обеспечить направленный к столешнице интенсивный свет. Оформление его верхней части может как погрузить остальную часть помещения в полумрак или полутень, так и получить контрастные световые рисунки за счет прорезей в плотном колпаке.

Совет! Чтобы свет не слепил сидящих за столом, следует выбирать полупрозрачные плафоны из матового стекла, мягко рассеивающие свет.

  • большой светильник можно заменить несколькими изящными подвесами с маленькими плафонами. Для обеденного стола стандартного размера будет достаточно 2-3 подобных светильников, для круглого или квадратного небольшого стола - одного
  • для освещения большого обеденного стола можно использовать группу мелких светильников, имеющих длинные основания. Они могут располагаться как геометрически правильно, так и произвольно, а за счет варьирования длины штанги можно создавать оригинальные световые сочетания
  • при проектировании освещения столовой зоны в кухне/столовой/гостиной или просто большой кухне над обеденным столом можно предусмотреть подвесную конструкцию, выполненную из гипсокартона, со встроенными точечными светильниками. Такое решение позволит провести дополнительное зонирование пространства
  • шинная система особенно востребована в тех случаях, когда предполагается, что обеденный стол может немного передвигаться – за счет того, что светильники в шинной системе можно перемещать и группировать. Кроме того, такие светильники имеют поворотные системы, поэтому можно легко скорректировать направление светового потока

Обеденная зона, рабочая область, сервировочный столик — в правильном световом оформлении нуждается каждый уголок кухни или столовой. Для освещения обеденного стола, как правило, применяют всевозможные . Вы можете выбрать световые устройства классической формы или подобрать максимально оригинальную и вычурную модель. Главное, помните, что при выборе светотехники для обеденной зоны на кухне, важно учитывать размеры и форму стола, его расположение в комнате относительно стен и некоторые другие моменты.

Основные принципы при создании освещения обеденной зоны

Практически на каждой российской кухне есть стол: большой, маленький, складной, в виде небольшой барной стойки или другой конструкции. Как наличие этого предмета мебели в пространстве кухни влияет на организацию светодизайна интерьера? И как создать многофункциональное освещение обеденной зоны? Вот какие рекомендации на этот счет предлагают профессиональные дизайнеры.


Правила расположения светильников

При оформлении освещения обеденного стола, в первую очередь учитывайте высоту потолков в комнате. Располагайте световые устройства на правильной высоте. Так, чтобы все сидящие за столом могли друг друга хорошо видеть, а свет от лампы не производил слепящего эффекта:

  • для кухонь с низкими и стандартными потолками размещайте светотехнику на расстоянии 0,75 м над столешницей либо — 1,5 м от пола;
  • в помещении с высокими потолками можно подвесить прибор освещения на уровне 0,8 м над столом либо 1,6 м от пола.

Важно! Вы можете легко отрегулировать высоту и светильников на цепи, просто сократив число звеньев. Модели на шнуре также с легкостью укорачиваются до необходимой длины. А вот осветительные приборы на штоке имеют жесткое крепление, которое не всегда позволяет менять высоту. Поэтому перед покупкой устройства тщательно изучите его характеристики и проведите предварительные замеры на кухне.

Кроме того, помните, что место для размещения светотехники должно быть заранее точно определено. Нередко строители выводят электрический провод для источника света над столом неточно, на глазок. В итоге может получиться, что светильник или люстра, призванная создавать освещение над обеденным столом, располагается не точно в его центре, а как будто немного не на месте. Это смотрится не очень красиво, и зачастую бывает уже поздно что-либо менять. Поэтому заблаговременно определитесь с местом установки светотехники и проконтролируйте работу строителей.

Также вы можете столкнуться с ситуацией, когда у стола нет постоянного места в комнате, например, в случае с раскладывающейся столешницей. Как создать освещение обеденной зоны в таких условиях? Вы можете воспользоваться одним из этих решений:

  • используйте светильники на треке, они позволяют менять положение и направление света ламп. Когда стол находится в разложенном состоянии, передвигайте светильники по треку таким образом, чтобы они светом акцентировали на нем внимание;
  • рассчитайте место для светового устройства по центру того места, где будет находиться разложенный стол. Это решение наилучшим образом подходит для небольших по площади кухонь.

5 способов организовать освещение над обеденным столом

Правильное освещение на кухне призвано создавать и поддерживать определенную атмосферу и эмоциональный настрой во время принятия пищи. При этом подбор моделей светильников, их количества и места для размещения во многом зависит от расположения и размера самого стола. Предлагаем вам ознакомиться с 5 способами освещения обеденной зоны.

  1. Освещение стола при помощи одного или двух .

    Устанавливайте их на уровне 1-1,2 м над столешницей. Особенно хорошо, если эти бра будут оснащены кронштейнами или поворотными механизмами. Это позволит точно координировать направление светового излучения. Такой вариант уместен в случае, если стол стоит вдоль одной из стен кухни.

    Например, лаконичный и вместе с тем очень стильный настенный светильник с круглым матовым плафоном и бронзовым основанием обтекаемой формы. Или современный светильник с белым глянцевым абажуром на оригинальном деревянном кронштейне.


  2. Используйте большой подвесной светильник .

    Подбирая высоту размещения такого устройства, рассчитывайте ее так, чтобы световое пятно освещало весь стол. В идеале высота подвеса должна оставаться регулируемой. Тогда вы сможете по своему желанию опустить прибор освещения пониже для создания камерной и уютной обстановки во время ужина в кругу близких, или поднять его повыше, организуя торжественный прием. Такой светильник станет не только практичным дополнением, но и дизайнерским объектом в интерьере кухни.

    Важно! Выбирайте изделия с абажурами закрытого типа или матовыми плафонами, которые хорошо рассеивают световые лучи, иначе свет будет слепить тех, кто находится за столом.

    К примеру, подвесной светильник с большим абажуром из черного металла, украшенным с внутренней стороны «лепными» розами, в который заключен ажурный цилиндрический плафон контрастного белого цвета. Или же классическая подвесная люстра на цепи на 8 ламп с прелестными бежевыми абажурами из плотной ткани, декорированная лёгкими подвесками из прозрачного хрусталя. Такие светильники будут смотреться солидно и дорого, но в то же время стильно и смело.


  3. Несколько элегантных светильников с небольшими плафонами вместо одного большого светового устройства .

    Если у вас на кухне стоит прямоугольный стол стандартных размеров, повесьте над ним 2-3 прибора освещения. А для небольшого круглого или квадратного варианта будет достаточно и одного компактного источника света.

    В частности, для электроосвещения обеденной зоны можно рассматривать такие модели, как подвесной светильник , матовый плафон которого, заключен в решетчатый деревянный каркас квадратной формы. А также стильное изделие с тремя подвесными плафонами вытянутой формы из полупрозрачной ткани, сквозь которые переливаются и искрятся хрустальные нити. Такая светотехника выглядит достойно и презентабельно, а также легко сочетается разными направлениями в дизайне интерьеров.


  4. Освещение над большим обеденным столом при помощи группы компактных осветительных приборов на длинном подвесе .

    Размещайте их точно в ряд, по периметру правильных геометрических фигур или совершенно произвольно - в любом случае ваша обеденная зона будет выглядеть модно и современно. Еще более ярким и нестандартным решением будет установка таких светильников на разной высоте. Так вы сможете достичь необычных световых эффектов.

    Примером могут служить миниатюрный подвесной светильник глянцевые и матовые фрагменты серебристого основания которого расположены в шахматном порядке, или вариант с изящным металлическим декором и плафоном из белого матового стекла, по которому разбегаются мраморные разводы.


    Также вы можете подобрать цветные модели, вроде с ярким матовым абажуром, переходящим из вишневого в малиновый, а затем в насыщенный оранжевый цвет, либо с глянцево-красным стеклянным плафоном в виде колокольчика.

  5. .

    Разрабатывая дизайн-проект кухни или кухни-гостиной/столовой, предусмотрите обустройство подвесной гипсокартонной конструкции над столом, в которой можно разместить встраиваемые светильники. Это поможет вам сделать визуальное зонирование этой области еще более четким.

    Для этих целей подойдут такие точечные модели, как с закрытым плафоном-половинкой из красиво ограненного стекла и золотистой металлической накладкой в форме цветка, с маленьким хрустальным каскадным водопадом на серебристом основании и многие другие.


Важно! Создавая световой дизайн на кухне собственными силами, покупайте такую светотехнику, которая будет соответствовать общей стилистике помещения.

Что еще важно знать об освещении обеденного стола

Самое важное - не забудьте взять в расчет габариты стола. Диаметр люстры или светильника не должен превосходить длину или ширину столешницы.

Вы можете отдать предпочтение одному или нескольким компактным моделям или выбрать для себя одно большое изделие. И именно во втором случае важно правильно рассчитать размеры светового устройства. Для этого вычтите 0,3 м от диаметра стола. Тогда осветительный прибор будет смотреться красиво и аккуратно, не производя давящего дискомфортного эффекта. То есть, если диаметр вашего стола составляет 1,1 м, то люстра диаметром 0,8 м будет смотреться над ним наиболее выгодно и актуально.

Кроме того, мы рекомендуем вам рационально использовать электроэнергию. Регулируйте яркость центрального источника света при помощи диммера, а освещение над обеденным столом и в других зонах включайте с помощью индивидуальных выключателей. Так вы сделаете свою кухню не только более удобной и уютной, но и сэкономите на оплате счетов за электричество.

Традиционно в нашей стране кухня — это не только место, где готовят пищу, но и место приема пищи и приватных посиделок. Потому освещение на кухне должно быть не только практичным, но и красивым и комфортным.

Принципы и требования

Кухня — помещение, в котором есть, как минимум, две зоны с разным назначением — рабочая зона для приготовления пищи и обеденная зона. Из различного назначения следуют и разные требования к освещенности кухни: в рабочей зоне должно быть яркое освещение, позволяющее все четко видеть, а в обеденной — более мягкое.

Но зонированное освещение кухни не исключает наличия люстры. Функциональное значение ее невелико, так как световое пятно получается в центре помещения, которое в основном остается пустым. Но с точки зрения выравнивания неравномерной освещенности такой способ очень неплох. Как вариант можно использовать несколько софитов, как на фото выше, или установить встроенные потолочные светильники, если потолок натяжной или подвесной из .

Задумываться об освещении кухни надо еще на стадии ремонта, когда собирается , тянется проводка, размечаются места установки розеток и выключателей. Позже, после того как ремонт окончен, сделать это очень проблематично — приходится прокладывать проводку поверху или в .

Нормы освещенности

Когда вы только планируете освещение на кухне, возникает вопрос, сколько светильников необходимо и какой мощности. Все просто: есть нормы освещенности для каждого помещения для кухни это 150 Люкс на квадратный метр площади. Считать освещенность в Ваттах уже неактуально, так как светодиодная лампа на 7 Вт может выдавать света как 50 Вт лампа накаливания или 650 Лм.

Для примера рассчитаем какое количество света потребуется для кухни площадью 12 м2. Для этого ее площадь умнодаем на норму: 12 м2 * 150 Лк = 1800 Лк. А так как 1 Люкс равен 1 Люмену, то необходимо установить лампочки, которые в сумме дают не менее 1800 Лм.

Если вы решили делать зонированное освещение, то есть рабочая поверхность будет освещаться отдельно, будет свой источник света над столом, имеет смысл считать все отдельно. Для этого план кухни надо разбить на зоны, высчитать площадь и исходя из этих цифр подбирать количество светильников и ламп для них. Только учтите, что две лампы по 50 Вт в сумме не дадут столько же света, как одна на 100 Вт, а примерно на 1/3 меньше.

Тип ламп, цвет и свет

Еще важный момент. При подборе освещения лучше всего выбирать однотипные лампы: галогенные, светодиодные, дневного света. В крайнем случае можно совместить два типа, но все три лучше не использовать. Они дают разное освещение и получить вменяемый результат практически невозможно. Про лампы накаливания речь не идет, так как используются они уже очень редко: слишком много требуют электроэнергии, выдавая небольшое количество света.

Кроме типа ламп надо выбирать лампы, которые дают свет одинакового цвета, который еще называют цветовой температурой ламп. Они могут давать свет с голубым, желтым, белым оттенком. В принципе, выбирать вам, но оптимальный вариант = естественный или нейтральный. Он лучше для глаз и для восприятия цветов.

Общее освещение на кухне

Теперь давайте разберемся, какими способами можно сделать общее освещение в кухне. Традиционный вариант — люстра. Но вписывается он далеко не в каждый современный интерьер, тем не менее, имеет место быть.

Традиционное общее освещение — люстра посреди потолка

Часто кухни имеют не квадратную, а прямоугольную форму. В этом случае можно найти люстру, вытянутую в длину. Для длинного и узкого помещения это лучший вариант, который обеспечит оптимальное распределение света.

При низких потолках люстру повесить не удастся — будет мешать. Выход — найти светильник почти плоский. Можно квадратный или круглый — какой больше подходит под выбранный .

Если собираетесь сделать подвесной или натяжной потолок, по поверхности можно «рассеять» точечные светильники или создать из них какой-то узор (о способах размещения точечных светильников и не только читайте ). Также можно сделать подсветку по периметру «центральной» зоны. Такое освещение на кухне визуально помогает поднять потолок, сделать помещение чуть более просторным.

Все эти способы можно комбинировать, так что количество вариантов очень велико. Но важно не забывать, что есть еще освещение двух других зон и искать осветительные приборы сразу и для нее, ведь они должны совпадать по стилистике.

Освещение обеденной зоны

Свет возле обеденного стола можно сделать всего в двух вариациях: повесть бра, один или несколько светильников на длинном шнуре с потолка.

Бра использовать получится, если стол стоит возле стены. При выборе местоположения настенного светильника руководствуются двумя соображениями: степенью освещенности и удобством. Светильник не должен мешать, для чего его располагают на высоте 60-80 см над столешницей. Чтобы он освещал весь стол, желательно найти модель, которая позволяет вывести плафон подальше от стены.

Чтобы освещение на кухне не только ярким, но и красивым, все лампы-люстры-бра подбираются в одном стиле, который также должен гармонировать с общим стилем оформления.

Подсветка рабочей поверхности

В освещении рабочей зоны на кухне есть больше нюансов. В первую очередь, надо решить, где располагать светильники, затем выбрать их тип, тип и форму ламп.

Выбор места расположения

При подсветке рабочей зоны на кухне светильники обычно располагают на нижней стороне висящих шкафчиков. И это — лучший из возможных вариантов. Потому что все другие намного хуже. Например, если источник света находится на потолке (позиция 1 на фото), стоя спиной к нему вы закрываете свет. Даже в том случае, если светильники расположены вдоль линии , но высоко — на потолке или чуть выше уровня верхних шкафов (позиция 2) — освещенной получается только узкая часть рабочей поверхности с краю, остальная часть находится в тени. Во потому подсветку рабочей зоны в кухне делают закрепляя осветительные приборы на дне шкафов. Тогда освещение на кухне носит выраженный зоновый характер, но работать так намного удобнее.

Тут снова есть варианты: лампы можно разместить ближе к стене, посередине, ближе к наружному краю шкафов. Оптимальный вариант — ближе к наружному краю (положение 4). Так освещение получается наиболее эффективным с меньшим количеством теней в рабочей зоне. Третий вариант тоже неплох. Он несколько хуже по освещенности, но более практичен в реализации.

Чтобы подсветка на кухне не мешала

Если подсветку рабочей поверхности на кухне делать внизу шкафов, возникают другие проблемы:

  1. Не всех устраивает внешний вид прикрепленных в этом месте светильников.
  2. Сидящим за столом людям свет бьет в глаза.

Обе эти проблемы имеют одно решение: надо поставить декоративную планку, которая будет закрывать светильник и ограничивать распространение света. Получается и освещение на кухне более мягкое и самих осветительных приборов не видно.

Расположение планки, ее высоту, положение светильника надо подбирать на месте: источники света имеют разную высоту, различную яркость, световой поток направлен может быть тоже по-разному. Потому параметры планки подбираете экспериментально. Идеально, если свет не будет падать даже на пол, а будет только освещать столешницу.

Как вариант, планку можно оформить как небольшую полочку для разных кухонных мелочей. Обычно тут выставляют декор или баночки со специями. Если вам такая идея не нравится, делайте просто планку. Если считаетечто даже планка портит внешний вид или она просто не вписывается в стилистику, сделайте в шкафах двойное дно, спрятав внутри источники света. В этом случае можно установить матовое стекло, которое будет смягчать свет.

Дверка в этом случае делается по всей длине, хотя это не обязательно. Чтобы не возникло проблем с креплением стекла, по периметру дна можно установить алюминиевый уголок, на который просто уложить вырезанный по размеру кусок матового стекла или полупрозрачного поликрбоната.

Точечная подсветка

При организации освещение на кухне в рабочей зоне, сразу надо определиться, какого типа источники света будете использовать. Есть два варианта — точечные и трубчатые. В случае использования точечных получается такая себе «зебра», контрастность которой можно свести на нет более частой установкой лампочек.

Плюс такого решения — светильники вполне декоративные и смотрится такая подсветки красиво. Минус — не всегда это удобно при готовке. Еще один недостаток: точечные светильники имеют довольно большую высоту и ставить их получится только со вторым дном в шкафчиках.

Если выберете этот способ сделать освещение на кухне, берите светодиодные лампы. Сейчас они наиболее экономичны — при малом потреблении электроэнергии дают много света, служат долго. В данном случае их несомненный плюс — они практически не греются, так что мебели ничего не грозит. Вариант немного хуже — галогенные лампы (греются, «тянут» чуть больше электричества), еще менее экономичный — люминесцентные лампы с обычным патроном и самый неудачный — лампы накаливания.

Линейные источники света

При использовании линейных светильников освещенность практически равномерная, так как осветилтелные приборы можно монтировать с расстоянием в пару сантиметров между ними.

При выборе источников света для линейной подсветки вариантов еще больше и ассортимент все время расширяется. Возможно, уже есть новые средства, о которых пока мало кто знает. А пока их три: светодиодная лента, светодиодные и люминесцентные светильники. Есть еще неоновая подсветка, но она достаточно тяжела в монтаже, да и стоит дороже. Потому освещение на кухне с неоновыми трубками или гибкими шлангами почти не делают.

Светодиодная лента

Лента и светодиодов может монтироваться просто на мебель, так как имеет липкий слой. Но этот слой ненадежный, потому предпочитают ее каким-то образом крепить — двойным скотчем, скобами из . Если предполагается ленту закрепить прямо на мебели, выбирайте модели с высоким уровнем защиты — IP44 и выше. Но лучше не брать те, которые запаяны в трубке — в условиях дома они перегреваются (тем более на кухне), быстро тускнеют, и вскоре перегорают. Для данного случая лучше брать залитые лаком или другим защитным составом виды.

При выборе светодиодной ленты для подсветки рабочей поверхности на кухне необходимо обращать внимание на яркость и размеры кристаллов. Выбирать надо самые большие 50*50 или 50*75, причем лучше, если они расположены в два ряда. Их суммарная мощность должна давать не меньше света, чем определили при расчетах. О типах светодиодных лент и правилах их монтажа читайте .

Устанавливать светодиодную ленту можно в специальные профили (их еще называют кабель каналами или лотками). Сделаны они обычно из алюминия, имеют прозрачную или полупрозрачную съемную переднюю панель. Внутри может быть полочка, на которую крепится сама лента. Это — самые удобные виды, а в других приходится что-то мудрить.

Плюсы установки светодиодной подсветки в таком лотке — нет смысла беспокоится о степени защиты ленты, приличный внешний вид. Недостаток — менее яркий свет, так что мощность кристаллов должна быть больше расчетной. В любом случае освещение на кухне с использованием светодиодных лент становится все более популярным. Тому причина простота монтажа и малое потребление электроэнергии.

Светодиодные светильники для кухни

Светодиодные лампы могут быть не только точечными или обычными — в виде груши со стандартным цоколем. Есть они и в виде трубок.

Устанавливаются они на клипсы — пластины, которые крепятся на мебели, в которые вставляются трубки. Некоторые можно монтировать на магниты. Ответные металлические пластины крепятся к мебели (можно на двусторонний скотч), а светильники просто к ним притягиваются за счет встроенных в корпус магнитов (модель Sensor).

Люминесцентные светильники

Трубчатые люминесцентные светильники — традиционный способ подсветки. Они хороши тем, что включаются непосредственно в 220 В, в то время, как светодиодные требуют наличия специального переходника, который выдаст требуемое напряжение.

Недостатки известны давно — пульсация света, которая негативно действует на глаза. Есть и еще один не самый приятный момент: светодиоды более экономичны. Они потребляют совсем немного электроэнергии и служат дольше. Срок их службы исчисляется тысячами часов. Люминесцентные лампы менять приходится намного чаще (раз в пять), но стоят они меньше. В общем, решать вам какого типа лампы вы хотите использовать при освещении кухни.

Люминесцентные лампы для кухонной подсветки могут быть стильными

Если вы решили делать подсветку на кухне люминесцентными лампами, оптимальный размер — цоколь G13 (диаметр 26 мм). По длине они могут быть 60 см, 90 см, 120 см, 150 см. Модели сегодня есть разные — от привычных до вполне себе симпатичных (как на фото выше).

Можно, как рассказывали выше спрятать подобные лампы в двойное дно, установив светорассеивающее стекло. В этом случае можно покупать самые недорогие светильники. Но сэкономить вряд ли получится — затраты на профиль под установку стекла и само стекло или равноценны или могут даже оказаться больше.

Как вы видите, освещение на кухне лучше делать многозоновым, а использовать на данный момент лучше светодиоды. Лампы стоят довольно дорого, но экономичны, светят ярко, работают долго и не греются.

Паникадило, подвесной свечник – термины из “темного” прошлого и словаря Даля. Они давно трансформировались в современные названия приборов освещения наряду с их типами и видами. Современные модели ослепляют красотой и бликами, исходящими из многоламповых источников, и с каждой новой коллекцией не устают удивлять полетами дизайнерской мысли. Какую люстру желаете созерцать у себя на кухне? Хотите восторгаться хрустальной нежностью подвесок, быть в шоке от футуристических дизайнов или громко восхищаться оригинальными экземплярами? Среди многообразия форм, материалов и креатива вполне реально найти как строгие формы, так и роскошное арт-исполнение.

Света на кухне много не бывает априори и не надо сомневаться в том, что несколько источников – перебор. По мнению декораторов, из осветительных приборов лучше составлять дуэты, трио, и прозрачные гроздья стеклянных бус развешивать над обеденным столом. Композиционные группы, с филигранно исполненными элементами хрупкого декора, призваны со всех сторон освещать и украшать жизнь.


Зажгите свет на кухне!

В просторной столовой принято сочетать несколько типов освещения. Приглушенный поток из бра считается дежурным вариантом и всегда на «подхвате» у парадно сверкающих лампочек, вспыхивающих в торжественные моменты. С помощью диммера позволительно скорректировать мощность излучения люстры в будничные вечера, и к приглушенной игре бликов подключить свет из мебельной подсветки.

Такой принцип поможет правильно распределить интенсивность потоков в зависимости от функциональной зоны. При этом, льющийся свет красиво подчеркнет достоинства дизайна, а светоприборы отлично украсят комнату. Поскольку люстры условно различаются по овальной, сферической, конусообразной, квадратной и вытянутой формам, подобная классификация имеет отношение к схеме освещения.

Первые два вида размещають прямым пунктиром по заданному вектору. При разрешающей площади потолка, электроприборы протяженностью до 3 м, доминируют в ровном ряду над столом и домашним баром. Не исключены их фигурные компоновки. Несколько одиночных ламп могут образовать круг, быть диаметрально раскиданы по потолку, сосредоточены по сегментам. При этом они решают зональные задачи посредством группирования продольных моделей.




При составлении композиционного ряда учитывается гармония металлических частей электроприборов с эксплуатируемыми аналогами на кухне. Вопрос цветового совпадения при сложной комплектации отходит на второй план. Достаточно подобрать тоновое совпадение деталей, приобретенных из разных коллекций, чтобы общий дизайн смотрелся органично. И все же лучше придерживаться некоторых требований. Оттенки золота, кроме «самоварного», серый и светлый алюминий, полированная сталь легко комбинируются между собой, что нельзя сказать о соседней группе: латуни, ярких оттенках меди, бронзы, черненого серебра.

Можно не опасаться за эстетику, если сочетать с одной стороны классику и неоклассику с хай-теком, минимализмом в потоке активного света. Экостиль и японское направление лучше зарифмовать с минимализмом и кантри. Шар, падающая капля, куб или прямоугольник с прозрачного стекла, не утяжеленных деталями, органично сольются в тандеме со сложно комбинируемыми ретро, стимпанком или оформлением в духе кантри. Подвесные конструкции, в упомянутом ретро, удачно пропишутся на кухне-гостиной, выполненной в природном дизайне, провансе и индастриале. Допускаются более сложные декоративные ходы, но для начала достаточно универсальных схем.

Неожиданно и креативно

Одни виды люстр уникальны благодаря нестандартным формам с хаотичным расположением. Другие – за счет техники исполнения и новых форматов. Спиральные конфигурации, полусферические решения, светящиеся трубки, сложные переплетения металла и длинный ряд материализованных идей, претендуют на украшение дома.

Как оригинально и нарядно украсить кухню, когда ваш интерьер выдержан в едином стиле и идею нужно оригинально подчеркнуть? Современные мебельные модули не против соседства с подвесными светильниками, выполненными в духе модерна. Хромированный корпус, с устремленными книзу подвесками, многовариантные виды светорассеивателей из муранского и цветного стекла соответствуют идее.

Округлые силуэты люстр сами по себе интересны и самодостаточны, не замечены в повторении дизайна, если не считать идентичность конструктивной части. Гроздья и гирлянды, плодоножки цветов, рожки, и другие формообразующие ответвления, крепятся к центральному остову. В таком порядке они формируют направления потоков и актуальны с позиции освещения поверхностей.


В концепции авангарда стоит предпочесть сложные и нестандартные версии. Конструкция, похожая на взорвавшуюся бомбу, аккуратная полка с вазами, зависший в воздухе корабль с духе аэропанка, ударная установка, вариации в стиле клокпанка с декором из шестеренок и конусообразными тканевыми абажурами будут рады прописаться в верхнем пространстве. Экстравагантная керамическая модель с рожками, схожая с дамскими ручками в перчатках, копия кофейного сервиза с горизонтальной высоты смотрятся необычно. Подобный гламур от итальянского производителя воспринимается как оригинальное приглашение приятно скоротать время за чашкой бодрящего напитка, приготовленного с женской заботой.

Среди оригинальных видов встречаются стильные светильники, напоминающие щупальцы, падающие капельки росы с эксклюзивным декором из кристаллов Сваровски. Ультрасовременные дизайны люстр не ограничены формами, материалами и креативом и порой построены на противоречии, хотя при этом интегрируют весь интерьер.

Так, концепцию техно выгодно подчеркнет рассеиватель из матового или черного стекла. В гармонии цифровых фоторамок, размещенных комплектом на стене, и подсветкой идентичного бра несложно уловить характерные нюансы интерьера. В ар-деко добавят «изюма» кованые элементы в бликах кристального стекла. С роскошным исполнением такой люстры сложно конкурировать. Подобная материализация обусловлено только верхним освещением и при таком выборе никак не обойтись без ежевечерней эксплуатации бра или точечных лампочек.


Старые знакомые

От классики осветительных приборов веет лирикой и нежностью. Люстры украшаются лепестками цветов и бусинами жемчуга, витиеватыми листьями. Строгому интерьеру близки устоявшиеся формы и декор, сопровождающийся звоном хрустальных подвесок. Стекольному промыслу Чехии, известного еще с XVII века, и его продукции из богемского хрусталя, в сравнительном ряду современных проиводителей, наверное, нет равных. Хотя с красотой сверкающего стекла, представленных на витринах от разных компаний, спорить в принципе невозможно.

Но технологичные отличия все же присутствуют. Все дело в рельефной огранке и ручном патировании металлических деталей. Преломление лучей, на отшлифованных гранях «висюлек», образует бриллиантовое сияние. Иметь в доме подобную роскошь престижно и дорого. В магазинах они продаются под маркой Preciosa. Помпезное творение пропишется исключительно в соответствующем интерьере.




Во многих сегодняшних коллекциях отмечены интересные потолочные вариации с декорированием круглого корпуса конусами. И если для простора вашей столовой недостаточно 12 лампочек, то уж наверняка освещение 18 абажуров, украшенных камнями Сваровски, придутся по нраву. Такие модели на фоне лепного декора станут акцентными, а завораживающие «магические» кристаллы надолго остановят взгляд на точке фокуса.



Среди итальянских и немецких конусов из дорогих тканей с золотом и их цветном исполнении, чудесными канделябрами с лампочками-свечами непременно отыщется небанальный дизайн. Театральный эффект сформируют потолочные конструкции с закрытым куполом в компании кристальных подвесок и капелек росы. Сферические виды от мастеров острова Мурано, с резным ажуром хрустальных листьев с фацетом обладают гипнотическим эффектом.


Многие вещи видоизменились с течением времени, но перемены не коснулись изделий от Тиффани. Под эти брендом выпускают абажуры и плафоны с применением совершенно другой техники окрашивания стекла. Одноразовый слой внутри исключает необходимость обрабатывать поверхность, и запатентованная идея подразумевает искуссную работу рук мастера. Еще одним ноу-хау Льюиса Тиффани стал принцип крепления витражных пазлов прозрачной полоской из меди и олова. Это положило начало для создания светоприборов из цветного стекла в содружестве кованых элементов. До сих пор авторская технология по-прежнему актуальна и поклонники антиквариата знают цену витражным изделиям.




Новое время – другие формы

Не изменилась конструктивная часть люстры со свечами, но выбор источников стал интереснее. Модели, имитирующие канделябры, оснащены длинными лампочками-миньонами, «свечой на ветру», рельефными колбами с покрытием под золото, янтарь, серебро. Цветные лучики, окрашенные в тон напылению, красиво заполняют кухню искристыми огоньками.

Стильную люстру со свечами-колоннами невозможно не заметить. Форма каскада, металл и стекло одинаково успешно пропишутся в минималистских дизайнах. Модель с бронзовыми рожками лучше подкрепить похожими элементами декора. Кованая люстра в готическом стиле, из посеребрянного металла и изящного хрусталя с мощными кругами, напомнит о прошлом. Поп-арт открыт для смелых проектов воспринимается с галогенными лампами. Такие модели с пультом управления оснащены функцией регулирования света, и создают желаемый сценарий освещения.


Современные вариации с гламурным дизайном и инновационными идеями можно назвать шедевральными. Объемность 3 Д формата известна, но что такое трехмерный свет? На помощь воображению придут модели прямоугольной и квадратной форм со стеклянными фрагментами и светодиодными лампами. Удивят подвесные светильники с четырехгранными элементами, состоящие из разрозненных пластин, в целом напоминающие лопасти вентилятора. Порошковое разноцветное напыление на внешней стороне стекла и свет формируют радужные блики и наполняют кухню теплом. Популярными становятся угловатые формы. Абсолютным фаворитом стали подвесные лампы в стиле оригами.

Осветите кухню мощными потоками! Вместе с новой люстрой добавьте света и в свою жизнь. И на смену черно-белым полосам придут другие цвета и настроение!






Стильное освещение на кухне: от классики до авангарда