Энциклопедия. Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу Необходимые инструменты и материалы

КОННЫЕ ЭКИПАЖИ – повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.). БСЭ

А
автокачка - полок на пневмошинах
американка - старое название качалки (см. качалка)
андроны - телега с жердями для перевозки сена
арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра

Б
багги - спортивный экипаж
берлина - разновидность кареты
бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
бидарка(бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
болочок - сани с крытым верхом
брек - 4-х колесный рессорный для охоты
бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка

В
волчки см. дрожки
возок - крытые сани

гиг - легкая двуколка
гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки

двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
дербистка - качалка с рессорой
дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
дог - 2-х колесный, открытый
догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
дормез - карета для сна в пути
дровни - деревянные сани
дроги - длинная телега без кузова
дрожки (волчки) - 4-х колесная безрессорная повозка

империал - второй этаж в омнибусах

кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
калеша - разновидность кареты
карета - закрытый комфортный экипаж
катафалк - погребальная повозка
качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
колымага - 4-х колесный открытый экипаж
коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
конка - рельсовый вагон на конном ходу
купе - 4-х колесный закрытый рессорный

ландо - 4-х колесная карета с откидным верхом
ландолет - облегченное ландо
линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
лира - качалка-рекордистка

мажара - большая телега
мальпост - почтовая карета

нарты - легкие длинные сани (вобщето в них могут впрягать и собак и оленей)

одноколка - 2-х колесный легкий экипаж
одр (одер) - старинное название повозок
олонецкая люлька - конные носилки без колес
омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж

повозка - 4-х колесное транспортное средство
подвода - грузовая повозка
полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
портшез конный - конные носилки, без колес
пошевни - широкие крестьянские сани
пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж

розвальни - низкие широкие сани
роспуск - 2-х колесный прицеп для длинномерных грузов
рыдван - карета для дальних поездок

салазки - маленькие санки
сани - повозка на полозьях
стоклет - старая модель американки
сулка (сулки) - старое название качалки

тавричанка - повозка из разводного хода и деревянного кузова
тарантас - 4-х колесная дорожная повозка
таратайка - двуколка с откидным верхом
тачанка - 4-х колесная повозка без кузова
телега - 4-х колесная безрессорная повозка
тильбюри (тюльгюри) - 2-х колесный открытый экипаж без места для кучера
тоббоган - бесполезные сани

фаэтон - 4-х колесный рессорный экипаж с откидным верхом
фиакр - 4-х колесный наемный экипаж
форшпан - повозка для больших грузов
фура - 4-х колесная большая телега
фургон - крытая повозка с круглым верхом

ход(ходы) - основание повозки

шарабан - 4-х колесный открытый экипаж с поперечными сидениями; 2-х колесный экипаж на высоких колесах

экипаж - общее название рессорных пассажирских повозок

Есть термины, так и не переведнные на русский язык:
chariot - Итальянские легкие безрессорные экипажи эпохи ренесанса
brumm - Наемный конный экипаж (синомим или итальянский вариант кэба?)
karrozzin - Мальта. 2х или 2х местная карета запреженная одной нарядно украшенной лошадкой.
Можно добавить ассоциативный ряд: бричка - Чичиков, кэб (или кеб) - Шерлок Холмс

Если есть желание посмотреть рисунки

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств. Со временем ее трансформировали и улучшили согласно человеческим потребностям. Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств.

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств

Повозка с лошадью обычно представляет собой транспортное средство грузового типа с 4 колесами. Ее еще называют подводой. Как пассажирский транспорт телеги редко используются из-за неудобства конструкции. Сейчас под термином «телега» подразумевают многие разновидности конных повозок. На самом деле изначально так называли 4-колесные повозки безрессорного типа, в которые впрягали одного коня. Их грузоподъемность варьируется в пределах 500-700 кг. В большинстве случае используется упряжка дышлового и оглобельного типов. Но есть и тяжеловозы, которые способны перевозить до 2 т веса.

Несмотря на примитивность, телеги и сейчас используются как грузовой транспорт во многих странах. Устройство конструкции довольно сложное. Их обычно используют на фермах и в домашних хозяйствах.

Считается, что впервые телеги начали использовать в 12 веке. Сделанная в то время конструкция практически ничем не отличается от сегодняшних, за исключением нескольких усовершенствований. Современные экземпляры, как и раньше, делают из древесины с нижней конструкцией из металла. Колеса рессорного типа резиновые. Довольно часто задние колеса несколько больше, чем передние. Выделяют телеги платформенного и бортового типов.

Чтобы конь был правильно запряжен в телегу, необходимо разобраться в ее конструкции. Именно от этого зависит сам процесс. Упряжь выполняет функции по передаче усиления тяги с животного на саму телегу. Тогда конь длительное время сохраняет работоспособность. Чтобы добиться лучшего эффекта, упряжку подбирают индивидуально для каждой лошади в зависимости от ее габаритов и конституции. Дополнительно применяют специальные ремни для регулировки.

Выделяют 3 основные разновидности упряжи: для одного коня, пары лошадей, а также многоконная разновидность, которая используется для троек. Что касается последнего, то в западных странах еще выделяют подвиды для четверки, шестерки и восьмерки лошадей. Кроме того, выделяют упряжь: выездную, транспортную, бездуговую и дуговую. Известна и более развернутая классификация: постромочно-дышловая, хомутово-оглобельная, постромочная и русская. Все эти варианты отличаются по своей конструкции и способу запрягать коня.

Галерея: телега для лошади (25 фото)

Бричка для лошади (видео)

Оглобельно-дуговая запряжка

Запряжка оглобельно-дугового типа считается традиционным способом. Кстати, она является исконно русским вариантом. Чтобы понимать, как запрягать лошадь, необходимо сначала знать, из каких деталей состоит конструкция. Обязательно необходимо проверить наличие всех элементов. Непременно должен быть хомут на лошадь с гужами. Также требуется нарытник, дуга, седелка и прочие детали. Хомуты подбирают для всех лошадей, исходя из индивидуальных параметров каждой. Эта конструкция должна аккуратно прилегать к плечам лошади. Если деталь слишком большая, то ее сужают внутри, нашивая войлок. Если же конструкция мала для коня, то ее нельзя использовать с телегой. Чересседельником тоже не нужно пользоваться без седелки, так как тонкий ремешок сильно натирает кожные покровы. Его необходимо натягивать и пропускать через верх седелки. Сбруя должна быть полностью собрана. Эта деталь равномерно распределяет давление на тело лошадей.


Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств

Каждая деталь имеет свое место и последовательность при надевании. Чтобы запрячь коня, необходимо выполнить такие действия:

  1. Начинать полагается с надевания узды. В холодную пору предварительно требуется согреть трензель. Иначе остывшее железо может навредить тканям.
  2. Теперь запряжка идет следующим образом: взять упряжь в левую руку, в правой расположить седелку, которую полагается класть на спину лошадей. Сначала положить на область, которая располагается ближе к холке, а потом расправить шерсть и подвести деталь дальше.
  3. Передняя часть седелки должна располагаться выше, чем холка, а задняя, наоборот, должна лежать ниже на спине — примерно между 9 и 15 ребром.
  4. Шлею седелки расправить и установить примерно в 10 см от локтя коня. Подпругу затянуть так, чтобы между туловищем и подпругой можно было просунуть 2 пальца.
  5. Затем полагается надевать на лошадь хомут. Его следует развернуть нижней стороной наверх и продеть через голову коня. Когда деталь будет наравне с узкой частью шеи, то необходимо перевернуть хомут и правильно установить. Затем расправить шерсть и набросить шлею на тело животного.
  6. Теперь необходимо заводить лошадь в оглобли. Концы должны располагаться примерно возле гужей.
  7. С правой стороны необходимо закрепить чересседельник за петли. Потом то же самое сделать и с другой стороны.
  8. В левой руке держать гуж, при этом взять аккуратно конскую дугу. Ее полагается аккуратно подвести под левую оглоблю и обогнуть против часовой стрелки. Затем концы затянуть в петли. Те же действия повторить только с другой стороны, чтобы установить правую оглоблю.
  9. Теперь необходимо подойти к лопатке коня, взять супонь и затянуть 2 конца хомута. Обязательно проверить, достаточно ли гужа. Если концы не получается сомкнуть, то необходимо удлинить сам хомут. Если же концы сомкнулись, то дуга плохо расположена, тогда рекомендуется укорачивать гужи.
  10. К уздечке необходимо пристегнуть вожжи, которые можно продевать через среднюю часть дуги, если запряженная лошадь послушная. Если же она плохо слушается, то лучше всего сделать это с наружной стороны.
  11. Необходимо следить, чтобы гужи располагались позади дуги, не спереди. Обязательно следует проверить телегу для лошади на устойчивость и подвижность.

Есть и другой вариант — постромочно-дышловая запряжка. Такой вариант применяется, когда работа осуществляется одновременно с 2 конями. К примеру, это используется в сельскохозяйственных работах. Но чтобы так запрячь лошадь в телегу, необходимо дышло. Это оглобля одиночного типа, которая будет располагаться в середине. К ней и пристегивают каждого животного: конь должен стоять смирно. Главными деталями такой упряжки являются постромки, нашильники и нагрудники. Если нужно разобраться, как правильно запрягать лошадь в такую конструкцию, то алгоритм действий следующий:

  1. Надеть уздечки и хомуты.
  2. Расставить лошадей с обеих сторон от дышла.
  3. Надеть на дышло нашильник от каждого коня и зафиксировать его в кольцо нагрудника. Нашильники будут контролировать то, как натягивается постромок. Кроме того, они закрепляют хомут.
  4. Зафиксировать нагрудники за постромки и хомут.
  5. Пристегнуть вожжи на уздечку.

Постромочная запряжка — это еще один вариант, самый простой, так как отсутствуют оглобля, дышло, дуги. В большинстве случаев такой метод называют пристяжкой. Ее используют и для телеги, и для экипажа, и для различного оборудования, которое применяется в сельскохозяйственных работах (например, плуг и борона). Нет ничего сложного в том, чтобы запрячь лошадь таким методом. Суть заключается в том, что необходимо надеть на лошадь шлею и зафиксировать ее к кольцу телеги. Сама схема надевания шлеи напоминает схему оглобельно-дуговой упряжи.

Тележка для лошади (видео)

Изготовление своими руками

Если интересует, как сделать телегу собственноручно, необходимо сначала ознакомиться с инструкцией, подготовить соответствующие инструменты и материалы, выполнить схемы и чертежи. Только после этого можно делать телегу для лошади своими руками. Алгоритм действий заключается в следующем:

  1. Сначала необходимо выполнить ходовую часть всей конструкции. Ходовая часть представляет собой сварную раму сплошного типа и оси для колес. Сварку можно осуществить самостоятельно, но если нет необходимого опыта и навыков, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Оси и раму можно сделать из профиля: тогда они будут сплошными. Еще 1 вариант — трубы с толстыми стенами.
  2. Теперь необходимо выполнить ось стационарного типа, которая будет располагаться сзади. Затем сделать ту, что будет спереди. Она должна поворачиваться на штыре (2 шайбы должны быть зафиксированными).
  3. Перед тем как закончить ось, которая будет располагаться спереди, необходимо определиться с типом телеги. Если она будет дышловой, то придется дополнительно сделать специальный фиксатор под дышло. Оглобли необходимо приварить к передней оси, и тоже понадобится специальный фиксатор. Другими словами, оглобли не будут сниматься, но они должны располагаться подвижно, чтобы за счет держателя могли направляться в стороны, вверх, вниз. Кстати, их можно зафиксировать на кронштейне. Для усиления применяются тяжи — это катанки. Их диаметр должен быть примерно 1 см. Катанку полагается фиксировать к передней оси и оглобле.
  4. Завершить ходовую часть нужно установкой колес. При необходимости ставят еще и тормоза.
  5. Теперь требуется сделать кузов на свой вкус. Можно просто нарезать доски и выполнить платформу, которая будет закреплена на раме. Этот вариант можно и модифицировать.
  6. Оглобли можно сделать из металлических труб. Также подойдут и деревянные брусья.
  7. В кузове можно сделать сиденье.

Телеги для лошади являются самым старым транспортным средством. Постепенно их совершенствовали и модифицировали, так что появлялись новые конструкции (например, кареты). Процесс упряжки тоже постепенно усложнялся.

Содержание:

Не смотря на технический прогресс, который давно и прочно вошел в жизнь человека, в отдаленных районах нашей страны до сих пор используют в хозяйстве лошадей. Эти животные зачастую выполняют тягловую работу по перевозке грузов. Со стороны кажется, что нет ничего сложного в запряжке лошади, но это не так. На сегодняшний день только единицы знают о том, как правильно это сделать.

Только после изучения всех тонкостей можно научиться правильно запрягать лошадь в повозку, перевозить грузы, вспахать землю или просто совершить прогулку в экипаже. Когда-то давно практически в каждом населенном пункте были свои мастера, изготавливающие средства передвижения. А вот на сегодняшний день хороший экипаж придется покупать или делать самостоятельно, причем первый вариант предпочтительнее второго.

Какими бывают повозки

Не стоит думать, что здесь существует один или два вида транспортных средств, все гораздо сложнее.

Кареты

Это повозка с закрытым кузовом и обязательными рессорами. Такой вид экипажа является самым удобным, комфортным и дорогим. Лошадьми управляет специально обученный человек – кучер, который располагается на козлах спереди кареты. Нельзя сказать, что поездка здесь отличается комфортом: именно возница испытывает на себе все каверзы погодных условий. Если карета более простого типа, то козлы у нее могут отсутствовать, и тогда кучер садится на облучок или край повозки.

Внутри кареты располагаются мягкие сиденья в количестве нескольких штук и боковые окошки. Через окно, расположенное спереди, можно отдавать кучеру особые распоряжения. Сзади приспособлены запятки, на которых стоят лакеи, сопровождающие на торжественный выезд знатного человека.

Посадка в карету осуществлялась с помощью откидной ступеньки. Именно лакеи и откидывали эту лесенку, помогали открывать дверцы и зажигали фонари на экипаже, если поездка осуществлялась с наступлением темноты.

От легкости конструкции зависело количество лошадей, идущих в упряжь. Наибольшей популярностью пользовались тройки и четверики. Самую легкую карету могла везти конная пара. Такое транспортное средство было роскошью и показателем престижа в обществе. При отсутствии личной кареты приходилось нанимать ямскую повозку.

Коляски и тарантасы

Коляска - это легкий простой экипаж, у которого откидывается верх. Ее преимущество в удобстве и подвижности. Для запряжки могла потребоваться пара или тройка лошадей. Особо состоятельные люди запрягали шестерики. Тут все зависело от положения в обществе. Фаэтон и ландо всего лишь разновидности колясок.

Второй вид передвижного средства больше подходил для дорожного путешествия. Здесь главными отличительными чертами были прочные изготовительные материалы, а не их красота. Да и какой смысл в резном украшении, если повозка сломается в середине пути? Вместо рессор тут использовали длинные дроги до 6 м, к которым крепили кузов. Благодаря им тряска по ухабистой дороге смягчалась и переносилась путешественниками гораздо легче.

Что такое бричка

Данный тип повозки относится к более легкой версии тарантаса. Здесь присутствует откидная верхняя часть. На бричках, аналогично тарантасам, совершали дальние поездки. Существует несколько видов таких экипажей: с рессорами, без них и почтовый тип. На сегодняшний день одноконную запряжку нередко называют бричкой.

Двуколка

Такое понятие включает в себя конную повозку, оснащенную двумя колесами. Само слово берет название от понятия двуколый, первая часть которого обозначает "два", а вторая – "колесо". Данные экипажи могут быть или с рессорами, или без. Двуколка обладает шириной колеи примерно в 100 см, посадочных мест в таком экипаже всего два. Непосредственно один из пассажиров осуществляет управление лошадью. Кузовная часть изготавливается из досок или фанеры, а спереди обязательно должен быть установлен щиток, не позволяющий грязи забрызгивать пассажиров. Непосредственно под сиденьем можно разместить небольшое количество вещей или необходимые инструменты.

Как сделать телегу для лошади

Прежде чем заниматься изготовлением средства передвижения, нужно понять, в чем особенность телеги и какие здесь главные элементы. Самая главная часть, разумеется, - ходовая. Сюда входит передняя и задняя оси, колеса в количестве четырех штук, передння часть рамы для установки платформы или кузова.

Дополнительными средствами служат амортизирующие стойки. И если заднюю ось делают таким образом, чтобы она была неподвижной, то передняя должна поворачиваться. Это позволяет с большим комфортом осуществлять управление лошадьми.

На следующем месте идет пара оглобель для одиночной запряжки или дышло для парной. И то, и другое закрепляют к передней оси, что позволяет осуществлять поворот передними колесами. Основная рама, как правило, изготавливается металлической и с использованием сварки. Именно здесь будет лежать весь вес груза экипажа.

Сама повозка может быть деревянной. Что касается размера телеги, то когда-то в ширину они были не больше полутора метров, а по длине - до 3 м. Что касается высоты, то здесь все зависело от целей и размера лошади, чаще всего она не превышала 1 м.

Материалы и инструменты

  • несколько материалов из прочного дерева;
  • сваренную раму с металлическими осями для колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса;
  • металлические трубы;
  • гвозди в большом количестве;
  • молоток;
  • дополнительные инструменты;
  • чертеж телеги.

Порядок работ

Изначально изготавливается ходовая часть повозки, которая представляет собой оси под колеса и прочную сварную раму. Если нет опыта в сварочных работах, то рекомендуется попросить сделать это специалистов.

Оси и рама мастерятся из металлических труб. Затем нужно изготовить заднюю ось, которая будет стационарной, и переднюю поворотную, где устанавливается толстый штырь. Для скрепления всей конструкции используются специальные шайбы.

Прежде чем заканчивать первый этап работ, нужно понять, каким внешним видом будет обладать транспортное средство. Если предполагается запрягать пару, то понадобится дышло вместе с держателем. Если оглобли, то они привариваются к передней оси и крепятся держателем. Оглобли не снимаются, но двигаются из стороны в сторону.

Такое передвижение и обеспечивает держатель. Для дополнительного крепежа используется кронштейн и специальные тяжи для усиления. Можно использовать проволоку, которая крепится на переднюю ось и оглоблю. Затем необходимо поставить колеса, а чтобы езда была безопасной, сделать в повозке хорошие тормоза.

Здесь начинается работа над основой телеги. Если предполагается изготовление платформы, то тут все просто. Нарезаются доски нужного размера, сбиваются в помост и крепятся на раму.

Для бортов понадобятся жерди в количестве четырех штук, к котором под небольшим наклоном вертикально прибивают рейки. К несущей раме нужно прикрепить борта, которые будут располагаться по бокам. Борта, расположенные спереди и сзади, лучше всего сделать в съемном варианте для более комфортного использования телеги. Для изготовления оглобель понадобятся деревянные бруски достаточной длины.

Правила запряжки лошади в русскую упряжь

Если говорить об оглобельно-дуговой запряжке, то именно этот вариант относится к классике и является чисто русским. Прежде чем приступить к закладыванию лошади в телегу, нужно иметь понятие о том, какие элементы входят в русскую упряжь:

  • хомут с парой гужей;
  • дуга;
  • седелка;
  • чересседельник;
  • подбрюшник;
  • подпруга;
  • вожжи;
  • шлея;
  • уздечка.

Если говорить о хомуте для коня, то его подбирают индивидуально на каждую лошадь. Она должна прилегать к плечам лошади. Слишком большой хомут можно немного сузить по внутренней части путем нашивания войлока. А вот маленький хомут одевать категорически нельзя. Чтобы использовать чересседельник, обязательно одевать седелку, чтобы тонкий ремень не мог натереть кожу, т.к. во время запряжки он идет через верхнюю часть седелки.

Все части сбруи должны быть лошади впору, слишком тесная или слишком свободная упряжь может привести к травмам и несчастным случаям. То же самое касается и средства передвижения. Перед работой необходимо проверить целостность телеги, работу тормозов.

После того, как все проверено, можно запрягать лошадь и лучше всего это делать под чутким руководством специалиста. Если амуницию одевают в деннике, то все начинается с уздечки , если на развязках, то уздечка одевается в последний момент.

На спину кладется седелка так, чтобы ее передняя часть находилась выше холки. Подпруга затягивается так, чтобы между лошадью могло с трудом пройти 2 пальца.

Хомут одевается клещами вверх и переворачивается непосредственно в узкой части шеи лошади. Затем наступает черед шлеи, которая тщательно расправляется и укладывается на спину.

При закладке в телегу важно помнить, что конец оглобель должен располагаться рядом с гужами. Закрепляется через петли чересседельник с обеих сторон. Держа левую гужу, вставить в нее дугу, а затем перенести через шею лошади. При необходимости гужи перекручиваются, чтобы дуга из них не выскакивала.

На следующем этапе затягивается супонь таким образом, чтобы сошлись клещи хомута. Если что-то не сходится, происходит регулировка гужей. Здесь нужно прикрепить вожжи одним из двух способов, в зависимости от выезжанности лошади. Закрепить подбрюшник и чересседельник. Запряжка лошади завершена.

Только делать это, опираясь на голую теорию, не нужно. Лучше спросить совета у практиков, иначе это может плохо кончиться.

Существуют повозки летние - колесные и зимние сани. Те и другие бывают грузовые, пассажирские и универсальные. Среди грузовых повозок различают средние - грузоподъемностю до 1,5 т и для больших грузов - грузоподъемностю свыше 1,5 т.
Обозы, составленные из повозок разных типов, по своему назначению делятся нa гражданские, военные, пожарные, санитарные и др.
По числу колес повозки бывают двухколесные и четырехколесные, но типу запряжки - одноконные, парные, троечные и многоконные (специального назначения, например для перевозки больших котлов, кабелей и т. п.); по мягкости хода различают повозки рессорные и без рессор, на деревянном и на железном ходу.
Всесоюзный комитет по стандартизации проводит работу по стандартизации повозок и их частей. Начиная с 1928 г., пересматриваются все существующие типы повозок, из них отбираются лучшие, удовлетворяющие требованиям потребителя, и утверждаются для производства.
Повозка должна удовлетворять следующим основным требованиям. Она должна быть: 1) легка на ходу; 2) достаточно прочна в соответствии с грузоподъемностью; 3) достаточно устойчива; 4) легко поворотлива; 5) иметь хорошую проходимость; 6) не в ущерб прочности иметь наименьший вес.
Качество повозки в значительной мере влияет на работоспособность лошади. По одной и той же дороге при одинаковом грузе повозки различных систем требуют различной величины тягового усилия для их передвижения.
При движении повозки возникают два вида трения: трение оси во втулках колес - трение скольжения и трение обода колеса о дорогу - трение качения. Величина трения оси во втулках колес зависит от формы оси; от материала, из которого изготовлены ось и втулка; от величины нагрузки; от рода смазки и способа ее применения (периодическая, непрерывная). Трение в начале движения больше, чем при установившемся движении.
Наиболее примитивными являются повозки на деревянном ходу. У этих повозок оси из твердых пород дерева - дуба, березы и т. п., ступицы колес также деревянные. В целях придания большей прочности осям и Ступицам колес и уменьшения величины трения их оковывают железными полосками.
В ступицах деревянного хода образуется наибольшее трение, примитивно сделанные оси не имеют правильной круглой формы, быстро изнашиваются, смазка плохо удерживается.
В дореволюционное время деревянный ход, зачастую неокованный, был уделом беднейшего и значительной части среднего крестьянства. Теперь в крупных социалистических хозяйствах - совхозах и колхозах, обладающих совершенными средствами производства, деревянный ход является редкостью.
Наши обозостроительные заводы изготовляют теперь повозки с точеными осями. Благодаря тщательной пригонке втулок, правильной трущейся поверхности, хорошо удерживается смазка, уменьшается коэффициент трепня.
Наиболее совершенными являются повозки с полупатентованными и патентованными концами осей.
Усовершенствование осей связано с применением шариковых подшипников. Шарикоподшипник у машин сокращает потери энергии от 0,06/0,003 до 0,06/0,001, т. е. в 20-60 раз по сравнению с обыкновенным подшипником.
Такое же преимущество, очевидно, имеют они и в повозках.
Колеса. Колеса являются одной из наиболее ответственных частей повозки. Они определяют прочность повозки и обусловливают легкость ее хода.
Колеса бывают цельноободовые и косяковые.
Толщина и ширина обода колес делается в соответствии с грузоподъемностью повозки.
Величина трения обода колес о дорогу зависит от характера дороги и от диаметра колеса. Колесо с меньшим диаметром при прохождении одного и того же расстояния сделает большее число оборотов, чем колесо с большим диаметром. Большее число оборотов вызовет большую величину трения во втулке.
По произведенным измерениям заднее колесо диаметром, равным 75 см, с совершенно гладкой поверхностью (доской) соприкасалось на протяжении 6 см; переднее же колесо диаметром 60 см - на протяжении 4,8 см. Следовательно, переднее колесо будет на 25% сильнее отзываться на все мелкие неровности дороги, что увеличит коэффициент трения.


Колея гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта. Шириной колеи повозки считается расстояние между серединой ободьев ее хода, измеряемое на земле, при условии полного прилегания ступицы к стопорному кольцу. Для всех видов гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта установлены следующие два размера ширины колеи: № 1-1 250 мм для пароконных и одноконных повозок, № 2-1 000 мм для одноконных и прицепных одноконных повозок.
Одноконный ход OX-1. Одноконный ход OX-1 служит главным образом для перевозки сельскохозяйственных грузов и состоит из передка и задка, соединенных посредством развода.
Конструктивными особенностями этого хода являются: а) наличие развода, при помощи которого передок и задок могут быть разведены на различное расстояние, а в случае необходимости и совсем отделены один от другого; б) наличие в передке поворотного круга с подгорцем, соединяющим развод с нижним концом шкворня и препятствующим выворачиванию передка; в) наличие в задке спиц, благодаря которым получается жесткое соединение задка с разводом.


Одноконный ход может быть обращен в пароконный снятием оглобель и постановкой вместо них дышла.
Кузов ОХ-1. Кузов служит для перевозки разных грузов как навалом, так и в упаковке.


Одноконный ход представляет чрезвычайно удобную повозку для сельскохозяйственного транспорта. Наличие кузова с плотными стенками позволяет им пользоваться для перевозки сыпучих грузов насыпью. При перевозке длинномерных грузов (например, лес, доски и т. п.) путем снятия кузова и удлинения хода его легко обратить в раскаты. Эту повозку можно приспособить для перевозки объемистого груза (непрессованное сено, солома и т. п.), сняв кузов и на место его поставив высокие решетки. В общем этот ход вполне отвечает требованиям универсальной сельскохозяйственной повозки.


Московский полок. Московский городской полок служит для перевозки больших грузов. Конструктивные его особенности: а) наличие рессор у переда и зада, б) наличие у переда поворотного круга большого диаметра (56 см), в) значительная ширина колеи переда и зада, придающая ему большую устойчивость (рис. 102).


Городской полок на резиновом ходу и шариковых подшипниках. В последние годы нашими обозостроительными заводами налажено массовое серийное производство усовершенствованного городского полка на резиновом ходу и шариковых подшипниках.


Наличие шариковых подшипников значительно снижает коэффициент трения и требует меньшего тягового усилия лошади, а резиновые пневматические шины придают полку бесшумность хода по городским мостовым. Благодаря малому скольжению резиновых шин на этом полке можно работать в городе и зимой. В условиях крупных городов это чрезвычайно важно, так как вследствие регулярной очистки улиц от снега часто лошадь, имеющая полную нагрузку на санях, попадает на совершенно чистую от снега мостовую и не может сдвинуть воз с места из-за громадного увеличения коэффициента трения.


В данный полок можно запрягать одну или пару лошадей; в первом случае с. помощью оглобель, во втором - дышла. Не-
достатком этого полка при запряжке одной лошади является большой его вес, значительно затрудняющий движение лошади, в особенности при подъеме в гору. Ввиду большого веса этого полка, большой его грузоподъемности и легкости на ходу при спуске с горы образуется чрезвычайно сильный накат, требующий большого усилия для сдерживания полка. Для этой цели полок имеет тормоз.
Помимо хорошей конструкции условием, обеспечивающим легкость повозки на ходу, является исправное ее содержание и своевременная смазка. Перед каждой запряжкой должны просматривать состояние осей, и и случае надобности смазывать специальной смазкой.
В полке с пневматическими резиновыми шинами необходимо следить за наличием в них достаточного количества воздуха, чтобы камера и шина не сдавали при полной нагрузке полка, так как в противном случае сильно увеличатся коэффициент трения и тяговое усилие.
В 1954 г. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке были показаны лучшие типы повозок и сбруи, выпускаемые нашими обозостроительными заводами и шорно-экипажными фабриками.
Широко распространена одноконная неразводная повозка ОПП-51. Грузоподъемность повозки рассчитана на 750 кг, ее вес 250 кг. Достоинством этого типа повозки является прочность и относительно небольшой вес. Она с успехом может быть использована как для перевозки грузов, так и для разъездов налегке.


На рисунке 104 представлен одноконный ход ОПР-51. Его грузоподъемность 750 кг. Вес с кузовом 264 кг, ширина колеи 1 000 мм.
Повозка этого типа рассчитана для перевозки различных видов груза. Наличие плотного объемистого кузова позволяет перевозить зерно и другие сыпучие грузы без тары. Для перевозки длинномерных грузов, таких, как круглый лес, доски и т. п., кузов снимают; колеса разводят.
Наличие сиденья в передней части кузова и подножки создает удобство для ездового.
В местах, где применяют одноконную запряжку без дуги, в дополнение к оглоблям делают валек, который крепят за переднюю подушку.
В таком случае оглобли служат для обеспечения прямолинейного движения повозки и ее поворотов. Тяговое же усилие лошади передается через постромки от хомута, которые пристегивают за валек.
Балашовский обозостроительны завод выпускает пароконные разводные повозки с кузовом ПХР-53, БК-53 ГОСТ 706-50. Грузоподъемность этой повозки вдвое больше, чем одноконной, она равна 1,5 T, ее вес с кузовом 370 кг, ширина колеи 1 250 мм.
Эта повозка также является универсальной, она удобна для перевозки сыпучих грузов без тары в кузове, для перевозки длинномерных грузов без кузова. Для перевозки объемистых грузов: непрессованного сена, соломы и т. п., вместо кузова ставят высокие решетки.


На рисунке 105 показан пароконный разводной ход без кузова, колеса этой повозки с металлическим ободом и ступицей.
Жуковский обозостроительный завод выпускает специализированную повозку - заправочную. Эта повозка представляет большое удобство для подвозки керосина и заправки тракторов в поле на месте работы (рис. 106).


Наряду с универсальными и грузовыми повозками наши обозостроительные заводы выпускают ряд типов легковых повозок. Весьма удобной повозкой для разъездов налегке в степных районах России является линейка.
На рисунке 107 показана линейка на рессорах и на резиновом ходу. Она особенно удобна для езды по шоссированным, асфальтированным дорогам. Наличие рессор в передней и задней части обеспечивает хорошую амортизацию: пневматические шины, способствуя лучшей амортизации, обеспечивают бесшумность движения.


В средней и северо-восточной части России для разъездов налегке широкое распространение имеет тарантас, который также бывает двух типов. Безрессорный тарантас - грузоподъемностью 300 кг, вес 260 кг, ширина колеи 1 080 мм хотя и нe имеет рессор, но амортизация в нем обеспечивается за счет деревянных дрог. В этот тарантас можно запрягать одну, две и три лошади. При парной и троечной запряжке справа и слева передней части тарантаса устраивают пристяжки, на которые цепляют вальки. Эти пристяжки находятся в подвижном состоянии, они могут выдвигаться в сторону при запряжке, а в случае ненадобности (при одноконной запряжке) убираться к кузову.
Второй тип тарантаса показан на рисунке 108. Он отличается от предыдущего тарантаса наличием в задней части рессор, что обеспечивает лучшую амортизацию при движении по неровной дороге.

ПОВОЗКИ


Повозка – транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров на живой (конной) тяге. Разновидностями повозок являются экипажи и сани. Каждая повозка состоит из кузова и хода. Экипажи бывают 2-х и 4-х колесными. Различаются они размерами (длиной и шириной хода),подвижностью, большей или меньшей легкостью на ходу, гибкостью и устойчивостью, наличием или отсутствием, а также типом, рессор, вместимостью кузова, грузоподъемностью. В зависимости от вида запряжки повозка оборудуется или оглоблями или дышлом. Ранее у повозок были деревянные колеса с железными шинами, сейчас преобладают стальные обрезиненные или пневматичесие шины. ссг

Виз-а-виз - сани, в которых пассажиры располагаются на двух сиденьях лицом к лицу, по ходу и против. ор

Воз - повозка с кладью. А также количество груза, умещающееся на повозке. Зависит от грузоподъемности последней (например воз сена на одноконной повозке имеет массу 250-500кг). ссг

Ход - оси с колесами и дрогами или полозья, весь низ у повозок кроме кузова.

Шарабан

"Эгоистка" - одноместная пролетка.

Экипаж - общее название колесных повозок. Источники: